Под Сургутом раскопали богатое погребение кулайской культуры, в котором умерший, судя по всему, находился в лодке. Вместе с его немногочисленными останками археологи нашли 38 артефактов, включая украшения, фрагменты блях и зеркал из цветного металла с гравировками. Это погребение начала I тысячелетия нашей эры могло принадлежать служителю культа, то есть шаману, сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.
В V веке до нашей эры (или в конце VI) в Среднем Приобье сформировалась кулайская археологическая культура, которая просуществовала до V века нашей эры. Свое название она получила в честь горы Кулайки, расположенной в Чаинском районе Томской области, где в 1920 году был обнаружен богатый клад из бронзового культового литья, предметов вооружения, украшений и костей животных. Эта культура раннего железного века сыграла значительную роль в истории населения Западной Сибири и ряда сопредельных территорий. Она характеризуется большим количество поселений, городищ, а также святилищ, которые встречаются на территории от низовий Оби до Алтая.
Основу хозяйства кулайцев составляло рыболовство и охота, однако впоследствии большое развитие у них приобрело также коневодство — разводили лошадей низкорослой сибирской породы. Своих умерших они обычно хоронили в неглубоких грунтовых могилах в вытянутом на спине положении, обертывая в бересту. Вероятно, воинские и шаманские погребения выделялись по сопроводительному инвентарю, например, по оружию, богатым головным уборам и украшениям. Сам обряд погребения сопровождался очистительными кострами и жертвоприношениями. Разными исследователями кулайцы связываются с предками самодийцев, угров и кетов.
Юрий Чемякин (Yury Chemyakin) из Уральского государственного педагогического университета исследовал материалы, найденные в ходе раскопок могильника Барсовский-VII, который археологи обнаружили в 1991 году недалеко от Сургута. Этот комплекс включал девять погребений, одно из которых оказалось пустым. Ученый сосредоточил свое внимание на погребении-8.
Могильная яма этого погребения имела форму лодки с обрезанной кормой. Во время ее обследования археологи обнаружили остатки черепа, на затылке которого находилась бронзовая пластинка. Внутри черепа лежала часть бронзовой бляшки с гравировкой, еще одну бляшку нашли под нижней челюстью. Рядом с ним исследователи обнаружили сосуд, внутри которого находилась обугленная сосновая шишка. В погребении также находились стеклянная бусина с позолотой, скопление мелких вещей (например, бусины, обломки металлических предметов), которые, возможно, первоначально поместили туда в свертке, а также еще ряд артефактов, на некоторых из которых были процарапаны антропоморфные фигуры и личины.
Ученый обратил внимание в этом скоплении на небольшой обломок бляшки, на котором была процарапана антропоморфная фигура. Этот предмет находился на берестяном кружке с гравировкой, которая могла изображать змею. Под ним лежали две обугленные деревянные фигурки, которые оказались похожи на антропоморфов. Все эти предметы находились на бронзовой бляхе с привязанными двумя бусинами, которая первоначально лежала на деревянной плашке.
В общей сложности в погребении нашли 38 предметов, что сделало его вторым по богатству в этом могильнике. Чемякин отметил, что это погребение (как и еще четыре), вероятно, действительно было совершено в лодке. Причем лодки располагались по дуге, носами в сторону центра, где был найден открытый очаг. Предметов, которые бы указали на возраст этого памятника, там не нашли. Вероятно, могильник относится к началу I тысячелетия до нашей эры. По данным ученого, Барсовский могильник резко выделяется на фоне других погребальных комплексов кулайской культуры из-за большого количества культового литья. Он предположил, что в лодках хоронили людей, которые обладали особым статусом. Возможно, они были связаны с культовой деятельностью, то есть были шаманами.
Ранее на N + 1 рассказывали о других сибирских памятниках с необычными погребениями. Например, в Якутии археологи обнаружили берестяной гроб с останками «опасного умершего», а на Ямале раскопали останки людей с заведенными за таз руками и сжатыми кулаками.
Михаил Подрезов
Возможно, одеяние лежало в золотом ларце из Вергины
Греческий исследователь Антонис Барциокас представил новые аргументы в пользу того, что во второй гробнице царского некрополя в Вергине покоились останки македонского царя Филиппа III Арридея, а не его отца Филиппа II. Среди прочего, ученый сообщил о результатах исследования остатков ткани из большого золотого ларца, найденного в этом сооружении. Он утверждает, что, вероятно, они представляют собой остатки царского хитона Александра Македонского, то есть одной из регалий, перешедших к Арридею после смерти великого полководца. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Field Archaeology.