Археологи обнаружили в Твери средневековые игрушки-свистульки и 30 медных пул

Археологи в рамках охранно-спасательных работ раскопали в Твери остатки усадьбы конца XV–XVI века. Помимо остатков средневековых построек, ученые обнаружили многочисленные артефакты, среди которых оказались 30 медных пул (разменных монет позднего Средневековья), железные ножи, нательные крестики, а также две игрушки-свистульки. Одно из этих керамических изделий оказалось пригодно для воспроизведения мелодий. Об этом сообщается в пресс-релизе Института истории материальной культуры РАН.

На территории средневековой Твери, к западу от Кремля, в XIV–XV веках сложился Затьмацкий посад (Затьмачье), который населяли преимущественно торговцы и ремесленники, большинство из которых занимались кузнечным и литейным делом. В Затьмачье находились многочисленные церкви, в том числе храм Белая Троица, построенный в 1564 году, который представляет собой старейшее сохранившееся сооружение города. Значительная часть этого района сгорела во время пожара 1763 года, после чего в Затьмацком посаде построили большое количество каменных домов, которые принадлежали купцам и представителям духовенства.

Территория бывшего Затьмацкого посада достаточно хорошо исследована археологами во время охранно-спасательных работ, которые начали активно проводиться еще в последние десятилетия XX века. Так, в 2001–2006 годах ученые раскопали квартал ювелиров конца XV–XVI веков, где находились многочисленные предметы, связанные с обработкой цветных металлов, например, несколько тысяч обломков глиняных тиглей. Иногда раскопки приносили яркие находки, как это произошло в 2020 году. Тогда, помимо остатков многочисленных жилых и хозяйственных сооружений, археологи обнаружили клад из 70 медных монет XVIII века.

Археологи из Института истории материальной культуры РАН сообщили о результатах охранно-спасательных работ, которые проходили на окраине бывшего Затьмацкого посада в Твери. Раскопав в общей сложности около 307 квадратных метров территории, ученые обнаружили остатки усадьбы, относящейся к концу XV–XVI веку. Этот объект включал остатки по меньшей мере двух построек, трех хозяйственных ям и ряда частокольных канавок.

Во время раскопок остатков подпольной части одной из построек археологи обнаружили большую коллекцию археологического материала, который характеризует быт местных горожан в эпоху позднего Средневековья. Среди находок оказались 30 медных пул (разменные монеты конца XIV–XVI веков), несколько частей медных нательных крестиков, изделия из кости и меди, каменные жернова, точильный камень, железные ножи и многочисленные фрагменты керамики.

Среди обнаруженных артефактов ученые выделили две керамические игрушки-свистульки длиной около семи сантиметров, изготовленные в форме птиц из красножгущейся глины. У одной из находок не было задней части, что сделало ее непригодной для извлечения звука. У второй игрушки-свистульки была отломана головка, однако необходимые для звучания части сохранились. Это позволяет воспроизвести ту же мелодию, что слышали тверские жители в XVI веке.

После выхода заметки заголовок был исправлен

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, которые археологи ведут на территории России. Так, ученые обнаружили в Троице-Сергиевой лавре редкую матрицу для тиснения клейм на монашеском облачении. А исследование останков из Суздальского Ополья указало на плохое здоровье средневековых сельских жителей.

В Треблинке нашли могилы лагерной охраны