Зоологи обнаружили, что большие ночницы имитируют жужжание жалящих насекомых, чтобы отпугнуть хищников. Тревожные крики этих летучих мышей напомнили ученым шум, издаваемый шершнями. А совы, которым проигрывали сигналы ночниц и жужжание пчел и шершней, воспринимали все эти звуки как угрозу. Для сравнения, писк другого вида рукокрылых, наоборот, заинтересовал хищных птиц. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, это первый известный пример бейтсовской мимикрии, при котором млекопитающее подражает насекомому.
Верный способ отпугнуть хищников и конкурентов — притвориться ядовитым или агрессивным животным. Зоологи называют такую стратегию бейтсовской мимикрией. В большинстве случаев живые существа копируют внешний вид более опасных видов, в первую очередь, окраску. Однако известны и примеры акустической бейтсовской мимикрии. Так, кроличьи сычи (Athene cunicularia) в случае опасности прячутся в норы и издают оттуда шипение, которое напоминает предупреждающий шум трещотки гремучей змеи. А южноамериканские земляные кукушки (Neomorphus), чтобы отпугнуть от гнезд хищников, стучат клювом, подражая щелканью клыков пекари — родственников свиней, которые живут большими стадами и могут защититься даже от ягуаров.
Команда зоологов под руководством Данило Руссо (Danilo Russo) из Неаполитанского университета имени Фридриха II описала еще один необычный пример акустической бейтсовской мимикрии. Исследователи обратили внимание, что высокочастотные крики потревоженных больших ночниц (Myotis myotis) — летучих мышей, обитающих в Европе и на Ближнем Востоке — напоминают пчелиное или осиное жужжание. Логично предположить, что ночницы отпугивают хищников, например, сов, подражая больно жалящим насекомым, Такая защита может быть особенно эффективной против врагов, которые беспокоят летучих мышей в местах их дневного отдыха.
Чтобы проверить данную идею, Руссо и его соавторы сравнили крики больших ночниц с жужжанием четырех видов общественных пчел и ос. Исследователи брали летучих мышей и насекомых в руки, записывали издаваемые ими сигналы тревоги, а затем анализировали эти звуки на компьютере. Оказалось, что если учитывать лишь доступные для сов звуковые характеристики, то крики ночниц сильнее всего напоминают жужжание обыкновенных шершней (Vespa crabro), крупных европейских ос.
На следующем этапе исследователи оценили реакцию хищников на тревожные крики летучих мышей. Для этого шестнадцати живущим в неволе совам (восьми обыкновенным сипухам (Tyto alba) и восьми серым неясытям (Strix aluco)) проигрывали следующие звуки: сигналы опасности больших ночниц; жужжание медоносных пчел (Apis mellifera); жужжание обыкновенных шершней; а также социальные крики широкоухих складчатогубов (Tadarida teniotis), еще одного вида рукокрылых, который населяет в том числе Европу. По четыре совы каждого вида появились на свет в дикой природе и теоретически могли взаимодействовать с перепончатокрылыми и летучими мышами, а еще по четыре вылупились в неволе и потому считались наивными.
Услышав тревожные сигналы больших ночниц и жужжание пчел и шершней, подопытные совы, как правило, старались переместиться подальше от динамика. Некоторые из них, в первую очередь, появившиеся на свет в природе особи, даже улетали. Кроме того, птицы никогда не атаковали и редко обследовали динамики, если те проигрывали крики ночниц и жужжание насекомых.
Крики складчатогубов вызывали обратную реакцию: к их источникам сипухи и неясыти подбирались поближе. Птицы также атаковали только те динамики, что проигрывали сигналы этих летучих мышей. Кроме того, они чаще их обследовали. Данная реакция заметнее всего проявлялась у особей, появившихся на свет в природе. Таким образом, крики ночниц и жужжание пчел и шершней совы воспринимают как угрозу, а крики складчатогубов — как звуки потенциальной добычи.
Результаты исследования подтверждают идею, согласно которой необычные жужжащие сигналы больших ночниц служат для защиты от хищников. Это первый пример бейтсовской мимикрии, при котором млекопитающее подражает насекомым. Исследователи отмечают, что некоторые другие животные, включая отдельные виды рукокрылых и таких птиц, как шилоклювые дятлы (Colaptes auratus), также в случае опасности издают жужжание. Это свидетельствует, что подражание пчелам и осам может быть широко распространенным защитным механизмом среди видов, населяющих дупла, пещеры и другие полости.
Некоторые потенциальные жертвы летучих мышей сами издают предупреждающие сигналы, которые свидетельствуют, что с ними лучше не связываться. Например, многие светляки несъедобны. Чтобы предупредить об этом рукокрылых, они издают крыльями ультразвуковые щелчки, которых сами не слышат.
Сергей Коленов
Ранее две попытки вернуть ворон на Большой остров Гавайского архипелага закончились неудачно
Специалисты по охране природы выпустили в заповеднике на острове Мауи пятерых гавайских ворон. Этот вид вымер в природе в 2002 году, а две попытки вернуть его в родные леса на Большом острове Гавайского архипелага закончились неудачей. Как сообщается в пресс-релизе природоохранной организации San Diego Zoo Wildlife Alliance, на этот раз ученые выбрали для реинтродукции соседний остров, где нет опасных для ворон хищников — канюков.