Исследование 50 тысяч собак в Танзании показало, что индивидуальные различия в поведении бешеных особей способствуют распространению вируса. Как сообщается в журнале Science, именно агрессивное поведение и перемещение собак обеспечивало персистенцию вируса в восприимчивой популяции, еще и по нескольким цепям передачи возбудителя. Из-за этого, по мнению ученых, более эффективным методом борьбы с распространением бешенства следует считать массовую вакцинацию собак, а не их отлов и усыпление.
В эпидемическом процессе выделяют три обязательных элемента: источник инфекции, механизм передачи инфекции и восприимчивый к инфекции организм. Снизить распространение инфекции можно, если воздействовать на эти элементы эпидемического процесса. Так, например, вакцины делают организм невосприимчивым к инфекции, мытье рук с мылом можно считать воздействием на, например, фекально-оральный механизм передачи, а изоляция больного человека считается мерой воздействия на источник инфекции.
Однако сегодня ученые не могут сказать наверняка, что сдерживает распространение патогенных микроорганизмов, вызывающих острые заболевания, в отсутствие естественного приобретенного иммунитета. Этот парадокс особенно ярко прослеживается в отношении бешенства у собак. Искусственный приобретенный иммунитет, который вырабатывается с помощью вакцинации, снижает индекс репродукции возбудителя бешенства, однако почему даже среди непривитых собак циркуляция вируса остается на достаточно низком уровне, пока неизвестно.
В период с 2002 по 2016 год Кэти Хэмпсон (Katie Hampson) с коллегами из Университета Глазго исследовали популяцию из 50 тысяч собак в Танзании, где бешенство у этих животных считается эндемичным заболеванием. Ученые исследовали влияние плотности распространения собак на количество контактов (укусов) между ними в рамках модели функционального ответа. Базовые расчеты показали, что бешеные собаки кусают в среднем 2,91 собаки, что приводит примерно к 1,47 вторичных случаев бешенства.
Их моделирование показывает, что рост эпидемии в некоторых районах Танзании сдерживается маленькой плотностью распространения собак. Несмотря на то, что вирус попадает в слюну примерно за неделю до начала заболевания, из-за чего кажущаяся здоровой собака уже является источником инфекции, зараженные собаки быстро гибнут (примерно через неделю после начала заболевания) и не могут заразить новые восприимчивые организмы. При низкой плотности обитания собак у них просто меньше возможностей для контакта, пока он еще возможен. По мнению ученых, низкая плотность распространения собак могла бы объяснять низкое распространение бешенства в популяции. На саму же плотность, по-видимому, влияют ландшафт и присутствие человека.
Ученые выяснили, что движение и поведение зараженной собаки в значительной степени определяют эндемическую динамику. Несколько бешеных собак кусали многих других (четыре процента бешеных собак укусили более десяти других собак каждая, а четыре собаки укусили более 50 других собак) и перемещались на бо́льшие расстояния (девять бешеных собак пробежали более десяти километров прежде, чем вступить в контакт с другими животными).
В теории таких собак можно назвать суперраспространителями бешенства, по аналогии с суперраспространителями ковида среди людей (про них можно прочитать в нашем материале «Самый страшный человек»). Моделирование ученых зафиксировало эту индивидуальную неоднородность и показало его значимость для динамики распространения бешенства: в симуляциях без учета индивидуальных поведенческих реакций заболеваемость бешенством была ниже примерно на 50 процентов.
Модель показывает, что в условиях, когда охват вакцинацией незначителен (такая ситуация актуальна для популяций собак на большей части Африки и Азии), перемещения собак и появление в районе новых зараженных особей приводят к возникновению нескольких цепочек распространения бешенства. Прервать все эти цепочки сразу практически невозможно.
Это объясняет, почему отлов и усыпление собак не эффективны при борьбе с бешенством: во всех районах, где циркулирует инфекция популяцию собак необходимо сократить до очень низкой плотности. При этом известно, что усыпление более половины популяции собак в индонезийском городе не оказало существенного влияния на распространение бешенства. Из-за чего наиболее эффективным методом борьбы с бешенством среди собак остается массовая вакцинация собак.
Моделирование показывает, что, хотя вакцинация собак предотвратила более 4000 случаев заболевания животных, 2000 случаев заражения людей бешенством и 50 смертей, перемещение из других районов бешеных особей приводило к появлению новых очагов. То есть, даже редкие перемещения бешеных собак на большие расстояния вызывают вспышки в «чистых» по бешенству населенных пунктах, где не поддерживается достаточный охват вакцинацией.
По словам ученых, в регионах, эндемичных по бешенству среди собак, следует уделить особое внимание именно массовой вакцинации собак, а не их отлову и усыплению. По-видимому, только такой метод воздействия на эпидемический процесс бешенства сможет привести к элиминации и ликвидации этой инфекции.
Впрочем, ветеринарам порой приходится сильно подумать перед тем, как поставить животному диагноз «бешенство». Однажды мы рассказывали, что двое енотов, у которых подозревали бешенство, оказались просто пьяными.
Слава Гоменюк
Они черпали воду палочками и мхом
Ученые из Дании, Канады и США обнаружили, что дикие молодые шимпанзе способны изобретать новые способы использования предметов во время обучения. Хотя большинство инноваций были непрактичными, иногда юным особям удавалось найти предметам эффективное применение, до которого не додумались взрослые. Более склонными к инновациям были отдельные особи, которые также были более увлеченными исследователями. Результаты опубликованы в Scientific Reports.