В окаменелостях возрастом более 500 миллионов лет разглядели древнейших мшанок с твердым скелетом

Палеонтологи исследовали окаменелости возрастом от 514 до 509 миллионов лет, найденные в США, и пришли к выводу, что они могут быть минерализованными скелетами мшанок. В статье, опубликованной в журнале Science Advances, ученые отмечают, что в таком случае эта находка отодвигает появление твердого скелета у мшанок на 30 миллионов лет.

В начале кембрия — около 540 миллионов лет назад — в палеонтологической летописи резко появляются представители основных типов животных, многие из которых обладали минерализованными структурами. Однако среди участников этой взрывообразной радиации, которую прозвали кембрийским взрывом, не было мшанок (Bryozoa) — колониальных фильтраторов, напоминающих кораллы, — хотя минерализованный экзоскелет характерен и для этой группы.

Общепризнанные древнейшие твердые скелеты мшанок до недавнего времени были найдены в отложениях тремадокского яруса ордовика (485,4–477,7 миллиона лет назад), но палеонтологи подозревали, что мшанки должны были появиться гораздо раньше. В 2021 году ученые представили миру Protomelission gatehousei — мшанку, окаменелости которой были обнаружены в кембрийских отложениях Южного Китая возрастом от 521 до 514 миллионов лет и в чуть более молодых отложениях Австралии. Однако у этой мшанки скелет не был минерализован.

Палеонтологи из Великобритании, России и США во главе с Сарой Прусс (Sara B. Pruss) из Колледжа Смит изучили окаменелости кембрийской формации Харклесс (Harkless Formation) на западе США, возраст отложений которой находится в диапазоне от 514 до 509 миллионов лет (ярус 4). Внимание исследователей привлекли окаменелости в виде тонких ветвящихся трубочек, заполненных породой, длиной до трех миллиметров. Ученые сделали петрографические шлифы отложений с окаменелостями и исследовали их под микроскопом. Исследователи пришли к выводу, что эти окаменелости очень похожи на ископаемые остатки мшанок с твердым скелетом из ордовикских отложений. Кроме того, ученые отметили сходство и с P. gatehousei.

Прусс и ее коллеги не описали таксономическую принадлежность окаменелостей и ограничились только предположением о том, что это минерализованные скелеты мшанок. Авторы отмечают, что дальнейшие исследования формации Харклесс позволят точнее установить принадлежность этих окаменелостей, особенно если будут найдены ископаемые остатки анцеструлы — первого зооида, который дает начало колонии. Если это действительно мшанки, то в таком случае эта находка отодвигает появление минерализованного скелета в этой группе примерно на 30 миллионов лет.

В первоначальной версии заметки в аффилиации авторов были указаны не все страны. Заметка исправлена.

Кембрийское происхождение мшанок подтвердила и недавняя работа биологов из 17 стран, которые составили наиболее полное филогенетическое дерево этой группы.

Найденные в XIX веке ископаемые указали на каннибализм среди раннеюрских рыб