Ninumbeehan dookoodukah пережидали сухой сезон в состоянии покоя в самостоятельно вырытых норах
Загрузка галереи
Палеонтологи описали неизвестный ранее вид амфибий, который жил в экваториальной зоне Пангеи в позднем триасе, около 231 миллиона лет назад. В те времена здесь царил чрезвычайно жаркий климат с ярко выраженной сезонностью: мегамуссоны с обильными осадками сменялись экстремальным дефицитом воды. Однако древняя амфибия, которую ученые назвали Ninumbeehan dookoodukah, научилась выживать в таких условиях. С приходом засушливого сезона она выкапывала на речном дне вертикальную нору и впадала в ней в летнюю спячку до следующего мегамуссона. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, это первый известный пример поведенческой адаптации позднетриасовых животных к смене сезонов в экваториальной зоне Пангеи.
В позднем триасе (235-201 миллион лет назад) в экваториальной части суперконтинента Пангея, который простирался от Северного до Южного полюса,
Команде палеонтологов под руководством Дэвида Лавлейса (David M. Lovelace) из Висконсинского университета в Мадисоне удалось разрешить это противоречие. В ходе работ на позднетриасовой формации Джелм в штате Вайоминг — она образовалась около 231 миллиона лет назад в экваториальной зоне Пангеи — исследователи обнаружили многочисленные окаменевшие норы. В общей сложности их оказалось около 90 на трех разных участках. Норы обладали цилиндрической формой, располагались вертикально или почти вертикально — при этом их минимальная ширина в верхней части колебалась от 2,16 до 11 сантиметров, а длина достигала примерно 30 сантиметров. Многие из нор располагались близко друг к другу или даже пересекались.
В 60 с лишним норах Лавлейс с коллегами нашли остатки их обитателей — темноспондильных амфибий из подотряда Stereospondyli. Они были представлены черепами и посткраниальными скелетами, включая кости конечностей; при этом ни один экземпляр не сохранился целиком. Обнаруженные в норах амфибии были невелики: их черепа достигали примерно семи сантиметров в длину, а общая длина тела, по оценкам авторов, составляла около 30 сантиметров. Внешне они, вероятно, напоминали современных сиренов (Siren) и амфиум (Amphiuma) — североамериканских хвостатых амфибий с уменьшенными конечностями.
Анализ окаменелостей показал, что амфибии с формации Джелм относились к неизвестному ранее виду и роду из семейства Latiscopidae. К нему же принадлежат позднетриасовые стереоспондилы Almasaurus habbazi из Марокко, Chinlestegophis jenkinsi из Колорадо и Rileymillerus cosgriffi из Техаса. Лавлейс и его соавторы дали новому виду имя Ninumbeehan dookoodukah. С языка индейцев восточных шошонов, которые живут на территории Вайоминга, это словосочетание переводится как «пожиратель плоти карликов». Необычное название отсылает к агрессивному низкорослому народу из шошонских мифов и к острым зубам N. dookoodukah.
По мнению исследователей, N. dookoodukah были хорошо приспособлены к суровому климату позднетриасового Вайоминга. В период мегамуссона и принесенных им обильных осадков эти амфибии жили во временных реках, где охотились на беспозвоночных и мелких позвоночных и размножались. С приходом засушливого сезона, в течение которого такие водоемы пересыхали, N. dookoodukah с помощью похожей на ковш головы выкапывали в речном дне нору и прятались в ней. В этом убежище они впадали в летнюю спячку, которая продолжалась до следующего мегамуссона. Когда вода вновь наполняла водоем, амфибии выбирались из нор и возвращались к активной жизни (однако если река меняла русло, они погибали, как, вероятно, произошло с особями с формации Джелм). По словам авторов, это первый однозначный пример поведенческой адаптации позднетриасовых позвоночных к экстремальному климату в экваториальной зоне Пангеи. Кроме того, это первое свидетельство, что триасовые темноспондилы самостоятельно рыли норы.
В прошлом году палеонтологи описали древнейшую червягу. Вид, получивший название Funcusvermis gilmorei, обитал на территории современной Аризоны в позднем триасе, 223-218 миллионов лет назад. Судя по всему, он был переходной формой между наземными и подземными амфибиями.
Как ящерицы потеряли конечности и стали змеями
Согласно ветхозаветному преданию, змей-искуситель был наказан за то, что соблазнил Еву съесть запретный плод. Бог проклял его, навеки вынудив передвигаться ползком — и враждовать с людьми. Значит ли это, что до грехопадения у змея были конечности и он мог ходить? Теологи с давних пор отвечали на этот вопрос по-разному. Одни, например Мартин Лютер, утверждали, что изначально змей действительно обладал ногами — по крайней мере задними — или даже крыльями. Другие возражали: в Библии нет никаких указаний, что проклятие каким-либо образом изменило внешний облик змея. И вообще, искусителем была не сама рептилия, а принявший ее облик Сатана.