Итальянский палеонтолог изучил ископаемые остатки рыбы из мелового периода и обнаружил в хвостовом отделе позвоночника два вздутия. По мнению ученого, они могут быть хордомой — злокачественной опухолью. В статье, опубликованной в журнале International Journal of Paleopathology, автор отмечает, что это первый известный случай опухоли мягких тканей у древних рыб.
Патологии у ископаемых рыб ученые находят нечасто. Среди описанных случаев есть несколько находок остеом — опухолей костной ткани. К примеру, остеому обнаружили у рыбы Phanerosteon mirabile из вымершего отряда палеонисков (Palaeonisciformes), жившей в каменноугольном периоде более 300 миллионов лет назад. Однако опухоли мягких тканей рыб до сих пор не были найдены в палеонтологической летописи.
Новый случай патологии у древней рыбы описал Луиджи Капассо (Luigi Capasso) из музея при Университете Габриэле Д’Аннунцио в Кьети и Пескаре. Палеонтолог исследовал окаменелости ювенильной особи рыбы, найденные в сеноманских отложениях формации Саннин (Sannine Formation) в Ливане возрастом 100,5–93,9 миллиона лет. Ученый предварительно отнес рыбу к Nursallia cf. goedeli из вымершего отряда пикнодонтообразных (Pycnodontiformes).
В хвостовом отделе позвоночника рыбы исследователь обнаружил два вздутия. Невральные и гемальные дуги в этой области не были смещены — это говорит о том, что эти структуры образовались при жизни. По мнению Капассо, локализация и морфология поражений указывают на то, что это может быть хордома. Эта злокачественная опухоль возникает из остатков эмбриональных клеток хорды и в наши дни встречается у рыб и других позвоночных, в том числе у человека. Палеонтолог отмечает, что это первая находка опухоли мягких тканей у ископаемых рыб. Однако он оговаривает, что для подтверждения этого диагноза необходимы дальнейшие исследования.
Ранее мы писали о самой древней опухоли у четвероногих животных. Доброкачественную опухоль обнаружили у амфибии Benthosuchus korobkovi, обитавшей 251 миллион лет назад.
Семён Морозов
Что о зеркальных нейронах говорят их поломки
Холодный свет газоразрядных ламп освещает человека в смешной шапочке, усеянной электродами. Он неподвижно и внимательно следит за видео на экране компьютера: чья-то рука совершает простое действие, один палец касается другого и возвращается на место, снова касается и возвращается, снова, еще раз. В момент, когда человек наблюдает за движением, электроды шапочки регистрируют, что активность моторной коры увеличивается: словно бы мозг неподвижно «проигрывает» такое же движение рукой. В то же время снижается другая электрическая активность мозга, мю-ритм.