Живших в Австралии более 100 миллионов лет назад рачков заподозрили в размножении без самцов

Палеонтологи описали новый род и вид жаброногих рачков, ископаемые остатки которых были найдены на юге Австралии. Рачки, получившие название Koonwarrella peterorum, обитали в пресных водоемах 118–115 миллионов лет назад. Все исследованные особи были либо самками, либо неполовозрелыми — это может говорить о том, что рачки размножались партеногенетически. В статье, опубликованной в журнале Alcheringa: An Australasian Journal of Palaeontology, ученые отмечают, что в таком случае это первое свидетельство партеногенеза у пресноводных жаброногов.

Партеногенезом называют размножение, при котором яйцеклетки развиваются без оплодотворения. Среди позвоночных это явление встречается у некоторых рыб, земноводных, рептилий и птиц. Однако млекопитающие не могут похвастаться такой способностью — об этом мы рассказывали в материале «Половинка себя».

У беспозвоночных партеногенез распространен гораздо шире: он встречается у плоских и круглых червей, коловраток, улиток, насекомых. Партеногенез описан и у ракообразных, в том числе у жаброногов (Anostraca), к которым относятся артемии (Artemia salina), имеющие большое хозяйственное значение. Однако до сих пор партеногенез был обнаружен только у тех жаброногов, которые обитают в соленой воде, хотя есть подозрения, что без участия самцов могут размножаться и некоторые популяции пресноводных стрептоцефалов (Streptocephalus).

Эмма Ван Хаут (Emma Van Houte) из Университета штата Нью-Йорк во Фредонии и ее коллеги из США и Швеции изучили окаменелости, которые могут указывать на существование партеногенеза у пресноводных жаброногов, обитавших в меловом периоде. Ископаемые остатки четырех десятков рачков были обнаружены в нижнемеловом местонахождении Кунварра (Koonwarra Fossil Bed) на юге Австралии. На этом месте примерно 118–115 миллионов лет назад находилось горное озеро, в отложениях которого оказались погребены не только рачки, но и различные насекомые, рыбы и перья динозавров.

Все изученные рачки были либо самками, на что указывали яйцевые мешки, либо неполовозрелыми особями. Палеонтологи выделили их в новый род и вид — Koonwarrella peterorum. Родовое название отсылает к месту, где они были найдены, а видовое дано в честь ученых Питера Джелла (Peter Jell) и Питера Дункана Peter (Peter Duncan), которые ранее изучали эти окаменелости.

Исследователи предварительно отнесли новый вид к семейству Thamnocephalidae. По мнению ученых, отсутствие самцов в таком большом скоплении рачков может указывать на партеногенез. Однако палеонтологи оговаривают, что самки и самцы этого вида могли вести разный образ жизни. К примеру, самки могли держаться ближе ко дну, а самцы плавать у поверхности.

Окаменелости K. peterorum оказались похожи на результаты эксперимента по разложению современного жаброногого рачка — артемии. В ходе этого эксперимента ученые подтвердили предположение о том, что бактерии кишечника способствуют окаменению мягких тканей.

Мозговую активность превратили в цвета и музыку