Колоссальное извержение вулкана Пэктусан произошло в конце 946 года

Китайские ученые исследовали образцы древесного угля и годичные кольца деревьев, обнаруженных в отложениях пирокластического потока неподалеку от вулкана Пэктусан. С помощью радиоуглеродного анализа и дендрохронологии они подтвердили, что колоссальное извержение X века произошло в конце 946 года. Кроме того, исследователи обнаружили три климатических экстремума, наблюдавшихся в 774, 814 и 903 годах. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Paleogeography, Paleoclimatology, Paleoecology.

На границе Китая и Северной Кореи находится единственный действующий стратовулкан восточной окраины Азии — Пэктусан (Байтоушань, Чанбайшань), последнее извержение которого произошло в 1903 году. Он известен не только благодаря опасениям, что ядерные испытания КНДР теоретически способны спровоцировать его пробуждение, но и благодаря одному из крупнейших в историческую эпоху извержений, которое произошло в X веке нашей эры. По шкале вулканической активности (VEI) ученые оценивают это событие на шесть баллов (до недавнего времени — на семь), то есть как способное вызвать эффект вулканической зимы. Для сравнения: извержение Везувия 79 года, уничтожившее Помпеи и Геркуланум, оценивается на пять баллов (подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Законсервировано вулканом»).

Однако время, когда случилось колоссальное извержение вулкана Пэктусан, продолжает уточняться (как и объем выброшенных материалов). Долгое время считалось, что это событие произошло в 969 году с погрешностью в ±20 лет. Однако в последние годы появилось все больше свидетельств о том, что извержение следует датировать 946–947 годами. К такому выводу, в частности, пришел коллектив российских ученых из Тихоокеанского института географии ДВО РАН после исследования пепла в континентальных отложениях Приморья. Кроме того, обнаруженные в 2012 году солнечные вспышки тысячелетней давности, о которых можно прочитать в нашем материале «События Мияке», позволили предположить, что извержение произошло в 946 году. Однако такая датировка была получена лишь на одном образце.

Юйтин Цзинь (Yuting Jin) из Аграрного университета Шэньян совместно с коллегами из КНР решила уточнить время извержения вулкана Пэктусан (Байтоушань, Чанбайшань) с помощью исследования образцов древесного угля несколькими методами, включая радиоуглеродный анализ годичных колец и дендрохронологию. В общей сложности они отобрали для изучения 120 обугленных образцов, 60 из которых были бревнами, найденными in situ в отложениях пирокластического потока.

Видовой состав деревьев был представлен главным образом лиственницей ольгинской (Larix olgensis), кедром (сосной) корейским (Pinus koraiensis) и пихтой цельнолистной (Abies holophylla). Кроме того, для дендрохронологического анализа они взяли 128 буровых кернов из 66 живых деревьев.

В результате исследования ученые пришли к выводу, что извержение вулкана Пэктусан произошло поздней осенью — зимой 946 года. Они отметили, что такая датировка подкрепляется данными, полученными при изучении ледяного керна из Северной Гренландии, в котором были найдены свидетельства вулканической активности, относящиеся к началу 947 года. Другие подтверждения этих результатов, по данным исследователей, содержатся в письменных источниках. Так, в японских храмовых летописях указано, что третьего ноября 946 года на острове Хонсю выпал белый пепел, который был мягкий, как снег. В источнике из государства Коре, события, похожие на крупное извержение, относятся к 947 году.

Исследование годичных колец лиственницы ольгинской также позволило обнаружить три климатических экстремума, наблюдавшихся в 774, 814 и 903 годах нашей эры. Ученые нашли подтверждения этим событиям в китайских письменных источниках. Так, в 774 и 903 годах упоминаются морские льды у южного побережья Китая. В 904 году сообщается о толпах голодающих во Внутренней Монголии, а в 814 году — о раздаче правительством зерна для голодающих.

Ранее на N + 1 рассказывали, что ученым удалось датировать крупнейшее извержение в Исландии. Оказалось, что оно произошло в 939 году. Кроме того, извержение вулкана на Аляске в 43 году до нашей эры, возможно, привело к ухудшению климатических условий, которое поспособствовало падению Римской республики.

Женщину-мигрантку эпохи бронзы распознали по неместным украшениям одежды