Ямальские деревянные изваяния с антропоморфными личинами назвали охранниками жилищ

Археологи исследовали два деревянных изваяния с антропоморфными личинами, обнаруженные на Ямале во время раскопок Усть-Войкарского городища, и выяснили, что они были изготовлены из сибирской лиственницы в последней трети XVII — первой трети XVIII века. По всей видимости, эти большие изделия длиной 242–272 сантиметра были идолами, похожими на скульптурные изображения лесных духов — менквов, обрядовая роль которых сводилась к охране жилищ или вышестоящих божеств. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

В Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа расположено Усть-Войкарское городище, относящееся к эпохе позднего Средневековья — Нового времени. Этот памятник представляет особую ценность для ученых благодаря тому, что многолетняя мерзлота позволила сохраниться в культурных слоях большому количеству органики. Среди находок выделяются многочисленные остатки различных деревянных сооружений, богатая коллекция артефактов из дерева, бересты, кожи и ткани. Исследование материальной культуры позволило предположить, что она близка к современным северным хантам, живущим в нижнем течении Оби. Старейшие сооружения, раскопанные археологами на этом памятнике, вероятно, относятся к концу XIII — началу XIV века, а самые молодые — к концу XVIII — началу XIX века.

К 2010 году археологи обнаружили на этом поселении около 15 тысяч остатков костей животных. Это позволило получить данные о промысловой деятельности жителей северной тайги. Оказалось, что промысел шел преимущественно в осенне-зимний период, а его объектом выступали северные олени и рыба: нельма, налим и щука. В меньшей степени люди добывали птицу, песца и зайца-беляка. В ходе раскопок археологи выяснили фортификационную систему этого поселения, пространственное размещение сооружений. Кроме того, они зафиксировали следы различных ритуальных действий, например, преднамеренные погребения собак или парное погребение людей в очаге внутри жилой постройки.

Юрий Гаркуша (Yuri Garkusha) совместно с коллегами из Института археологии и этнографии СО РАН провел исследование двух массивных деревянных изваяний с антропоморфными личинами, которые были обнаружены на памятнике Усть-Войкарское городище во время раскопок остатков жилых построек. Ученые отметили, что мерзлота в культурном слое сохранила эти артефакты в отличном состоянии. Оба изделия были сделаны из бревен, расколотых пополам (полубрус).

Первая находка длиной 272 сантиметра была изготовлена из бревна, диаметр которого составлял около 20 сантиметров. На одном из концов полубруса расположено барельефное стилизованное изображение человеческого лица длиной 42 сантиметра. Глаза и нос этой личины образуют Т-образную фигуру, а брови и рот обозначены углублениями. Над изображением лица ученые обнаружили прямоугольный паз, предположив, что барельеф представлял собой личину, увенчанную «рогами». Кроме того, под ней находятся два продольных желоба, которые, возможно, обозначали руки. Археологи отметили, что это изваяние было найдено у входного проема жилища и, помимо ритуального назначения, оно непосредственно использовалось в конструкции постройки.

Второе изделие оказалось несколько меньшего размера. Его изготовили из полубруса длиной 242 сантиметра и диаметром 15–19 сантиметров. Глаза, нос и брови на этой находке были изображены в похожей манере, что и на первой. Однако не был обозначен рот, кроме того, длина барельефа была меньшей — 26 сантиметров. Археологи обнаружили этот артефакт под дверным проемом и предположили, что он обладал сугубо ритуальным значением и был использован вторично.

Исследование особенностей строения древесины позволило определить, что полубрус изготовили из лиственницы сибирской (Larix sibirica). Благодаря отличной сохранности находок ученым удалось прибегнуть к дендрохронологическому анализу, чтобы узнать время, когда эти деревья были срублены. Они пришли к выводу, что дерево для первого изваяния было срублено осенью 1676 — зимой 1677 года, а второе — между осенью 1693 и зимой 1694 года. По всей видимости, артефакты относятся к последней трети XVII — первой трети XVIII века.

Ученые отметили, что подобные большие скульптуры среди северных групп обских угров встречаются крайне редко. Единственным исключением они назвали трехметровые жерди с антропоморфными личинами, найденные на священном для манси месте в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, в середине XIX века подобные конструктивные элементы построек зафиксировали русские миссионеры и исследователи у остяков и самоедов, живших, в частности, по берегам Нижней Оби. Археологи предположили, что обнаруженные изваяния могли быть деревянными изображениями вроде лесных духов — менквов. Их назначение сводилось к охране жилища или вышестоящих божеств.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических исследованиях, проведенных на севере России. Так, ученые обнаружили в Якутии берестяной гроб с останками «опасного умершего». Кроме того, на Ямале раскопали останки людей с заведенными за таз руками и сжатыми кулаками.

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому