Китайские и американские ученые обнаружили в бирманском янтаре самца эмпидоидной мухи (Empidoidea) с брачным подарком в виде выделений слюнных желез. Это первая находка брачного подарка в палеонтологической летописи. Кроме того, открытие позволило прояснить детали эволюции этого явления среди эмпидоидных мух. Исследование опубликовано в журнале Gondwana Research.
Многие животные перед спариванием дарят партнерам брачные подарки. У гермафродитов ими обмениваются оба партнера, а у раздельнополых животных этим обычно занимаются самцы, единственное известное исключение — самки клопа Phoreticovelia disparata. При этом подарки могут быть как эндогенными, то есть собственного производства (к примеру, гемолимфа или выделения слюнных желез), так и экзогенными — добычей или несъедобными предметами.
Брачные подарки выполняют несколько функций. Съедобные подарки прежде всего дают самкам питательные вещества, которые им необходимы для производства потомства. С другой стороны, подарки могут повышать привлекательность самцов. Кроме того, у пауков и хищных насекомых подарки спасают самцов от сексуального каннибализма.
Наиболее разнообразны брачные подарки у насекомых. Среди них особенно выделяются мухи из семейства толкунчиков (Empididae). Свое название они получили из-за того, что самцы перед спариванием образуют в воздухе скопления, в которых «толкутся» на одном месте. Представители подсемейства Empidinae при этом берут с собой брачный подарок.
В качестве подарка эмпидины обычно используют добычу — других насекомых, обернутых эндогенными шелковыми нитями или пеной из слюнных желез. Иногда подарок может быть и вовсе без «подарочной упаковки». А у некоторых видов оболочка может содержать фрагменты растений, которыми толкунчики не питаются, или вовсе быть пустой. Ученые предполагали, что такие пустые подарки появились в эволюции позже остальных разновидностей. Однако эту гипотезу было сложно проверить, так как брачные подарки до сих пор не были обнаружены в палеонтологической летописи — ни у толкунчиков, ни у каких-либо других животных.
Чуфэй Тан (Chufei Tang) из Академии сельскохозяйственных наук Цзянсу с коллегами из Китая и США исправили эту ситуацию. В кусочке бирманского янтаря возрастом 99 миллионов лет ученые обнаружили самца мухи из семейства невзрачников (Atelestidae), которое относится к тому же надсемейству эмпидоидных мух (Empidoidea), что и толкунчики. Само насекомое принадлежало к уже известному вымершему виду Alavesia lanceolata. Между конечностями насекомого исследователи обнаружили пустую пенистую оболочку подарка.
До этого момента брачные подарки наблюдались только у довольно молодой группы Empidinae, поэтому считалось, что это явление у эмпидоидных мух возникло в палеогене. Однако найденная окаменелость указывает на то, что это поведение появилось уже в мезозое.
Кроме того, это открытие позволяет предположить, что сначала появились пустые подарки, которые, тем не менее, служили питательной пищей самкам. А затем в процессе эволюции самцы стали переключаться на использование внешних ресурсов и включать в подарок добычу, а некоторые виды стали и вовсе дарить ее без эндогенной оболочки.
Бирманский янтарь часто становится источником необычных находок. Недавно ученые обнаружили в нем жука с огромной головотрубкой, с помощью которой самцы, вероятно, сражались между собой за самок.
Семён Морозов
Она могла быть самым крупным представителем семейства фороракосов
Палеонтологи изучили фрагмент окаменевшей кости, обнаруженный в Центральной Колумбии около 20 лет назад, и пришли к выводу, что он принадлежал фороракосу — нелетающей хищной птице. Она жила здесь около 12 миллионов лет назад. По словам исследователей, это первый фороракос, найденный на севере Южной Америки. Предполагается, что древняя птица достигала более трех метров в высоту и весила около 156 килограмм. Таким образом, она потенциально была самым крупным известным фороракосом. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Palaeontology.