Палеолитическая стоянка Три Скалы оказалась базовым охотничьим лагерем

Археологи исследовали материалы, найденные во время раскопок забайкальского памятника Три Скалы, относящегося к верхнему палеолиту. Коллекция каменных орудий, характер фаунистических остатков и неутилитарные находки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что стоянка использовалась в качестве базового охотничьего лагеря. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник НГУ. Серия: История, филология.

В археологии верхнего палеолита Западного Забайкалья выделяют толбагинскую культуру (около 35–25 тысяч лет назад), описанную в конце XX века по результатам исследования памятников Толбага и Варварина Гора. Основной чертой этой культуры выступает каменная индустрия, которая характеризуется производством пластинчатых сколов, полученных при расщеплении плоскостных и подпризматических нуклеусов. Большинство памятников толбагинской культуры было найдено в бассейне реки Селенга.

В 2015 году у подножия отрогов хребта Цаган-Дабан (Западное Забайкалье) археологи обнаружили многослойную стоянку Три Скалы. Раскопав участок площадью около 45 квадратных метров, ученые зафиксировали пять литологических слоев, включающих четыре уровня залегания археологических материалов. В верхнем культурном уровне они обнаружили свидетельства ритуально-культовой деятельности, относящейся к железному веку или Средневековью. Во втором слое находились редкие артефакты, относящиеся к эпохе неолита. Третий и четвертый культурные слои содержали палеолитические материалы.

Юлия Антонова (Yuliya Antonova) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с российскими коллегами исследовала местонахождение Три Скалы, чтобы определить функциональное назначение этого памятника. Радиоуглеродный анализ, проведенный всего на одном образце, показал, что древнейший культурный слой этой стоянки был накоплен около 31125–29002 лет назад, то есть в финале каргинского интерстадиала – времени перед максимумом последнего оледенения.

Археологи отметили, что обнаруженный на памятнике набор артефактов оказался типичным для верхнего палеолита Западного Забайкалья и относится к толбагинской культуре. В общей сложности они раскопали 1857 каменных орудий (без учета микроотщепов), среди которых оказались 51 нуклеус, 392 пластины, 226 орудий и сколов с ретушью. Готовые инструменты представлены долотовидными предметами (n = 17), скребками (n = 23), резцами (n = 6) и скреблами (n = 14).

Большинство костей животных, найденных на этой стоянке, были раскопаны на уровнях залегания каменных артефактов. Археологи отметили, что в коллекции определимых остатков преобладают кости дикой лошади (Equus ferus), кроме того, встречаются кости крупного быка (Bos / Bison) и дзерена (Procapra gutturosa), а также кусочки скорлупы от страусиных яиц. Примечательно, что среди останков преобладали дистальные отделы конечностей.

Археологи подчеркнули, что коллекция каменных орудий, найденная на этом памятнике, весьма разнообразна и связана не только с обработкой мяса. Судя по находкам костей, на стоянке, вероятно, находились останки всего одной лошади, одного быка и одного дзерена. Ученые полагают, что эти находки представляют собой не только остатки первичной разделки туш, но и кухонные отходы. Кроме того, найденная шлифованная каменная подвеска и заготовки для украшений из скорлупы страусиных яиц указывают на то, что на памятнике велась разнонаправленная деятельность. Археологи пришли к выводу, что это стоянка использовалась в качестве базового охотничьего лагеря.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях сибирских верхнепалеолитических памятников. Так, археологи обнаружили в Денисовой пещере фрагменты кольца и браслета из белого мрамора. Кроме того, в рамках эксперимента ученым удалось воспроизвести листовидные наконечники с помощью отбойника из рога.

Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног