Схожие жесты людей из разных культур указали на универсальность жестикуляции

Pocahontas / Walt Disney Pictures, 1995

Представители разных народов лучше понимают жесты друг друга, чем звуки, а люди с нарушением зрения используют жесты во многом схожие с теми, что употребляют зрячие люди. К такому выводу пришла группа ученых в статье, опубликованной в Proceedings of the Royal Society.

Как возник язык — один из старейших вопросов в науке, на него до сих пор нет однозначного ответа. Еще в Древней Греции философы задумывались о том, как и когда появилась речь. За две тысячи лет были предложены сотни гипотез, одна из основных связывает появление языка с тем, что люди научились повторять звуки, которые они слышали вокруг. Другая популярная теория основывается на том, что язык начался с жестов, а не со звуков. Участие отдельных звуков в возникновении языка остается открытым вопросом, поскольку звук, в отличие от жестов, не может сам по себе передать образ предмета, и поэтому не способен помочь в общении людям, которые не знают языка друг друга. Жестикуляция, в свою очередь, достаточно универсальный способ коммуникации: при помощи жестов можно показать форму, размер и положение предмета в пространстве.

Николас Фэй (Nicolas Fay) из Университета Западной Австралии вместе с коллегами из Австралии, Германии и США решил выяснить, смогут ли представители разных народов понять жесты и звуки друг друга. Для этого они провели два эксперимента: в первом участвовали зрячие жители Австралии и Вануату, во втором к зрячим добавилась группа людей с серьезными нарушениями зрения. В каждом эксперименте участники должны были передавать слова и значения, используя либо жесты, либо неязыковые звуки. Далее записанные видео показывались студентам-переводчикам, которые должны были угадать, какое слово показывают или озвучивают участники.

Оказалось, что у жестов коммуникативный успех вдвое выше, чем у звуков (61,17 процента против 29,04 процента), даже у тех, что производили участники из разных языковых семей и культур. Ученые также отмечают, что знаки участников с серьезными нарушениями зрения, были больше похожи на знаки, производимые зрячими участниками, чем их голосовые сигналы, несмотря на их общий слуховой опыт и отсутствие общего визуального опыта.

Результаты экспериментов согласуются с теорией происхождения языка, основанной на жестах и указывают на то, что жесты более универсальны, чем звуки. Однако исследователи не исключают возможности того, что жесты и речь могли вместе сформировать первую систему коммуникации. Ключевым преимуществом такой теории происхождения языка является то, что она может объяснить тот факт, что все современные разговорные языки имеют интегрированную систему жестов и речи. Но экспериментальные данные мультимодального происхождения языка неоднозначны и требуют уточнений.

Жесты нередко помогают людям лучше понять друг друга. Например, во время дистанционного обучения студенты, которые использовали заранее оговоренную систему жестов, позволяющую им выразить свое отношение к происходящему на занятиях, имели больше положительных впечатлений о семинаре, чувствовали себя ближе к своей группе, легче взаимодействовали друг с другом и думали, что узнали больше, чем их однокурсники.

Алиса Родина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.