Китайские палеонтологи описали древнейшего азиатского стегозавра

Китайские палеонтологи описали одного из древнейших стегозавров. Вид, получивший название Bashanosaurus primitivus, жил на территории современной провинции Сычуань около 169 миллионов лет назад. Как отмечается в статье для журнала Journal of Vertebrate Paleontology, находка проливает свет на ранние этапы эволюции стегозавров.

Стегозавры (Stegosauria) относятся к числу самых известных нептичьих динозавров. Их легко узнать по двум рядам вертикальных пластин вдоль спины и шипам на хвосте. Первые стегозавры появились в середине юрского периода, однако уже к его концу разнообразие данной группы резко сократилось — а к середине мела она исчезла, не оставив потомков.

Команде китайских палеонтологов, которую возглавил Дай Хуэй (Dai Hui) из Чунцинского бюро разведки и разработки геологических и минеральных ресурсов, удалось пролить свет на ранние этапы эволюции стегозавров. В 2016 году, во время работ на среднеюрской формации Шасимяо в провинции Сычуань, исследователи обнаружили остатки неизвестного ранее динозавра: спинной позвонок, два хвостовых позвонка, правую лопатку, правый коракоид, несколько ребер, левое бедро, левую большеберцовую кость, левую малоберцовую кость, а также одну пластину и два шипа. Кроме того, они нашли еще два фрагментарных экземпляра того же вида.

Изучив находку, авторы пришли к выводу, что в их руки попал представитель нового вида и рода стегозавров. Он получил название Bashanosaurus primitivus. Родовое имя отсылает к древнему названию города Чунцин, а видовое указывает на архаичные анатомические особенности рептилии. Возраст B. primitivus оценили в 169 миллионов лет, что делает его древнейшим стегозавром в Азии и одним из древнейших в мире — наряду с южноамериканским Isaberrysaura mollensis.

B. primitivus был относительно небольшим динозавром. Взяв за основу длину его задних конечностей, исследователи оценили общую длину его тела в 2,8 метра. Впрочем, возможно, остатки просто принадлежали молодой особи.

Ближайшими родственниками B. primitivus оказались стегозавры из рода Chungkingosaurus, которые жили на территории современной провинции Сычуань на 10–15 миллионов лет позже, в поздней юре. Кроме того, к новому виду близок еще один местный вид, Huayangosaurus taibaii. Стегозавры из всех трех родов отличались целым рядом примитивных черт строения. Это может указывать на азиатское происхождение всех стегозавров. Впрочем, авторы признают, что пока для таких выводов у них недостаточно данных.

Ранее мы рассказывали о том, как китайские палеонтологи впервые описали следы молодого стегозавра. Их длина составляет около шести сантиметров. Для сравнения, отпечатки задних лап взрослых стегозавров, найденные в той же местности, в среднем достигают 29,9 сантиметра в длину.

«Борьба за обед: Еще 50 баек из грота»