Гуппи оказались подвержены оптическим иллюзиям. Итальянские зоологи обнаружили, что иллюзию Эббингауза эти рыбки воспринимают так же, как люди, а вот иллюзию Дельбёфа — строго наоборот. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Biology Letters.
Оптическим иллюзиям подвержены не только люди. Например, домашних кошек привлекают иллюзорные квадраты на полу. А самцы больших серых шалашников (Ptilinorhynchus nuchalis) при строительстве беседок создают искаженную перспективу, чтобы казаться самкам крупнее.
Впрочем, не все животные воспринимают оптические иллюзии так же, как мы. В качестве примера можно привести хорошо изученную иллюзию Эббингауза, которая заключается в том, что объект кажется человеку больше, когда он окружен меньшими объектами, и меньше, когда он окружен более крупными объектами. Эксперименты показали, что некоторые костистые рыбы воспринимают эту иллюзию так же, как и люди. Однако собакам, дельфинам, голубям и акулам объекты кажутся больше, если окружены более крупными объектами — и наоборот.
Похожим образом обстоит дело с иллюзией Дельбёфа. Она состоит в следующем: круг, окруженный кольцом немного большего размера, кажется больше, чем круг такого же размера, окруженный кольцом гораздо большего размера. У некоторых нечеловеческих приматов, кошек и одного вида рептилий эта иллюзия работает так же, как у людей, а у гуппи (Poecilia reticulata) и пяти других видов костистых рыб — строго наоборот.
Команда зоологов под руководством Марии Сантака (Maria Santacà) из Падуанского университета решила выяснить, как гуппи воспринимают иллюзии Эббингауза и Дельбёфа в условиях, приближенных к естественным. Исследователи предположили, что, поскольку эти рыбки живут в горных ручьях и сильно заросших водоемах, где им приходится протискиваться сквозь камни и растительность, они должны хорошо определять диаметр отверстий. Чтобы проверить, так ли это, Сантака с соавторами отобрали 36 самок гуппи. Рыбок группами по шесть особей помещали в аквариум, состоящий из двух отсеков с черной пластиковой перегородкой между ними. В перегородке были проделаны два отверстия: диаметр одного оставался постоянным и всегда составлял 0,9 сантиметра, а диаметр второго варьировался в зависимости от теста и составлял 1,3, 1,2, 1,1 и 1 сантиметр.
Наблюдения показали, что гуппи всегда предпочитают преодолевать перегородку через отверстие большего диаметра. Подопытные рыбки видели разницу даже между отверстиями, диаметр которых отличался всего на 0,1 сантиметра. При этом чем больше была эта разница, тем более точный выбор делали гуппи.
На следующем этапе Сантака и ее коллеги повторили эксперимент. На этот раз они использовали либо стандартные панели с отверстиями разного диаметра, либо панели с одинаковыми отверстиями, рисунок вокруг которых создавал иллюзию Эббингауза или Дельбёфа. Как и в первом случае, гуппи хорошо отличали друг от друга стандартные отверстия разного диаметра. Однако иллюзии сбили их с толку. В тесте на иллюзию Эббингауза рыбки чаще выбирали отверстие, окруженное меньшими кружками, а в тесте на иллюзию Дельбёфа — отверстие, окруженное намного большим кольцом. Таким образом, гуппи подвержены обеим этим иллюзиям, однако первую воспринимают как люди, а вторую — наоборот. Авторы допускают, что рисунок, создающий иллюзию Дельбёфа, напоминает рыбкам какие-то биологически значимые объекты, например, пасть хищной рыбы, и потому отпугивает их.
Ранее мы рассказывали о том, что за реакцию самок гуппи на самцов отвечает генотип, регулирующий восприятие света с разной длиной волны, а также освещенность их места обитания. Японские ученые показали, что рыбы с разным генотипом по-разному реагируют на разные цвета, а те, у кого экспрессия генов, отвечающих за восприятие ярких цветов, выше, предпочитают проводить больше времени в компании ярких самцов.
Сергей Коленов
На это указал анализ древних и современных геномов
Палеогенетики исследовали ДНК древних и современных азиатских муфлонов и домашних овец. Они пришли к выводу, что, скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии, то есть за пределами Плодородного Полумесяца. Однако ученые не стали полностью исключать того, что существовали и независимые центры одомашнивания в Загросе или Северной Месопотамии. Статья опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.