Трансплантологи изменили группу крови у донорских легких

Канадские ученые нашли способ превратить донорские легкие в универсальный трансплантат. Они использовали бактериальный фермент, который отрезает антигены системы AB0 на поверхности эндотелиальных клеток, делая орган пригодными для пересадки любому человеку. В исследовании ученым удалось успешно очистить донорские легкие от А-антигена на 97 процентов, поэтому в будущем они планируют начать доклинические испытания по пересадке таких органов. Работа опубликована в Science Translational Medicine.

Найти донорские органы для пересадки очень сложная задача. И дело не только в том, что доноров на всех больных не хватает. Не все органы подходят каждому конкретному человеку из-за антигенной несовместимости.

Сейчас в трансплантологии используют две основные системы антигенов: HLA и AB0. Последние особенно важны в органах, где много кровеносных сосудов (например, в легких), там антигены AB0 расположены на поверхности эндотелия. Эти антигены представляют собой олигосахариды. Разницы между ними в концевом моносахариде (D-галактоза у представителей группы B и N-ацетилгалактозамин у людей с группой A). Теоретически, чтобы превратить человека в универсального донора (с группой крови 0, то есть без иммуногенных моносахаридов на поверхности клеток), нужно всего лишь отрезать концевые группы на олигосахаридах.

Канадские ученые недавно нашли у одной из бактерий кишечника Flavonifractor plautii ферменты, которые способны отрезать N-ацетилгалактозамин от олигосахарида, таким образом превращая кровь группы A в кровь группы 0. Эти ферменты назвали azymes.

Теперь эта же канадская команда исследователей под руководством Стивена Визерса (Stephen G. Withers) из Университета Британской Колумбии проверила открытый способ конвертации группы крови в действии. Они отобрали 8 легких, которые были непригодны для пересадки, а затем поместили их под купол, в котором поддерживалась оптимальная температура, а легкие получали раствор из кислорода и питательных веществ.

Это стандартная процедура (перфузия легких ex vivo), которую применяют в трансплантологии для оценки функции донорских легких, только в этот раз ученые добавили в раствор для перфузии ферменты. В течение четырех часов — а это стандартное время перфузии легких ex vivo — органы потеряли 97 процентов A-антигена со стенок эндотелия. Немаловажно также то, что медики не заметили следов повреждения органов.

Чтобы проверить, как легкие отреагируют на плазму крови группы 0, в которой содержатся антитела против A-антигена, ученые обработали ей 3 органа. Исследователи не обнаружили реакции комплемента и медиаторов воспаления, а также не увидели гистологических изменений в ткани органов, что говорит об отсутствии реакции антиген-антитело.

В будущем медики планируют заняться экспериментами по пересадке обработанных легких мышам, чтобы оценить жизнеспособность таких органов. Если испытания на животных, а впоследствии и на людях увенчаются успехом, то, по оценкам авторов, это позволит увеличить количество универсальных донорских органов (с группой 0 по системе AB0) с 55 процентов до 80 процентов.

Канадские трансплантологи предложили повысить стандартную температуру хранения донорских легких. Они провели эксперименты с легкими свиней, в которых температура 10 градусов Цельсия оказалась выгоднее для легких, чем стандартная температура в 4 градуса Цельсия.

Тошнота и боль в эпигастрии у молодого китайца оказались симптомами сифилитического гастрита