Американские биологи нашли вирус Эбола в мозге вылечившихся макак. После терапии моноклональными антителами все остальные ткани животных полностью освободились от вируса, но вирус сохранился в макрофагах желудочков мозга. Это открытие важно для того, чтобы выработать правильную тактику лечения лихорадки Эболы, так как в редких случаях вирус, который сохранился в организме, приводит к повторным инфекциям и заражению окружающих. Исследование опубликовали в Science Translational Medicine.
Лихорадкой Эбола можно заразиться через кровь и другие биологические жидкости. Даже если человек выздоровел и у него нет симптомов заболевания, он все равно может заразить окружающих. Такой случай описали в Либерии в 2015 году — женщина, переболевшая лихорадкой Эбола во время вспышки 2014 года, больше года жила без каких-либо симптомов заболевания, а затем заразила трех членов семьи.
Врачи решили, что в некоторых случаях вирус остается в организме человека и может спонтанно активироваться, вызывая повторную инфекцию. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что вирус Эбола находили в сперме мужчин даже спустя два года после выздоровления.
К схожему выводу пришли и гвинейские медики, расследовавшие вспышку инфекции 2021 года, когда в Гвинее заболели 16 человек. Ученые отсеквенировали геномы эболавирусов у двух заболевших и обнаружили, что те мало отличаются от генома эболавируса, бушевавшего в Гвинее в 2016 году. Это значит, что вирус не эволюционировал, как это обычно бывает в организме летучих мышей, от которых заражаются люди. Исследователи тогда предположили, что вирус переждал эти пять лет в теле кого-нибудь из переболевших в ходе предыдущей вспышки.
Теперь американские ученые во главе с Сянькунь Цзэном (Xiankun Zeng) из Медицинского исследовательского института инфекционных заболеваний армии США выяснили, что семенники не единственное место, где может прятаться вирус. Они изучили 36 макак, переживших лихорадку Эбола. Животных лечили моноклональными антителами — достаточно эффективной терапией против этого заболевания. Состояние макак быстро улучшилось, и ученые посчитали, что они излечились от инфекции. Тем не менее через месяц после заражения у 7 приматов обнаружили вирус Эбола в макрофагах из желудочков мозга, хотя в других органах следов вируса не нашли. Ни у кого из животных не было признаков инфекции, кроме двух макак, у которых после терапии состояние улучшилось, но затем развился менингоэнцефалит, и они умерли.
Чтобы проверить, связана ли персистенция вируса в мозге с лечением моноклональными антителами, биологи изучили ткани 13 макак из другого эксперимента — животных от лихорадки Эбола там не лечили, но некоторые из них выжили. У этих макак вируса в мозгах не обнаружили, поэтому исследователи считают, что именно лечение моноклональными антителами способствовало задержке вируса Эбола в мозге.
Мозг защищен гематоэнцефалическим барьером, а значит моноклональным антителам сложнее добраться до вируса в нем. Исследователи предлагают сочетать моноклональные антитела с противовирусными препаратами, чтобы добиться окончательной элиминации вируса Эбола из организма и избежать повторной инфекции.
Кроме моноклональных антител против лихорадки Эбола, уже существует вакцина для ее профилактики. Правда, официально одобрили ее только в Европе, а в Африку она поставляется в рамках благотворительно-испытательного доступа.
Анастасия Кузнецова-Фантони