Ежегодно от 8 до 12 процентов выбросов метана в нефтегазовом секторе, или восемь миллионов тонн, происходит в местах добычи и транспортировки нефти и газа. Лидером по таким утечкам оказался Туркменистан, который теряет 1,3 миллиона тонн метана в год. Вслед за ним идут Россия, США, Иран, Казахстан, и Алжир. Точки аномальной эмиссии удалось обнаружить с помощью прибора TROPOMI, установленного на спутнике Sentinel-5. Статья опубликована в журнале Science.
Метан является вторым по значимости парниковым газом после углекислого: уровень его эмиссии значительно ниже, но потенциал воздействия на глобальное потепление выше в 28-34 раза. В XXI веке наблюдается стабильный рост выбросов метана в атмосферу, причем к концу столетия его эмиссия может увеличиться на 80 процентов из-за воздействия глобального потепления на болотные экосистемы. Только за последние годы выбросы метана в нефтегазовом секторе выросли с 65 до 80 миллионов тонн в год. Такой прирост частично объясняется увеличением добычи сланцевого газа в США, Китае, Африке и Южной Америке, но его источники до конца не установлены. Предположительно, часть неучтенных выбросов может приходиться на ультраэмитенты — точки интенсивных (более 25 килограммов в час) выбросов, сопровождающих нефте- и газодобычу.
Ученые под руководством Томаса Лово (Thomas Lauvaux) из Университета Париж-Сакле нанесли на карту крупнейших мировых ультраэмитентов метана. Для этого они воспользовались данными наблюдений за период с 2019 по 2020 год, полученными с прибора TROPOMI. Он установлен на спутнике Sentinel-5 и проводит мониторинг тропосферы в рамках миссии Sentinel-5P, его чувствительность к наличию метана в атмосферном столбе составляет 5-10 частей на миллиард. Для обнаружения метановых шлейфов авторы использовали автоматизированный алгоритм, основанный на модели Лагранжева переноса частиц HYSPLIT.
В мире обнаружилось около 1800 точек аномальных выбросов метана, большая часть которых находилась над Россией, Туркменистаном, США (исключая Пермский бассейн), Ближним Востоком и Алжиром. При этом 1200 из них приходится на места добычи и транспортировки нефти и газа, а остальные связаны с сельским хозяйством, сжиганием угля и управлением отходами. Авторы отметили, что морские выбросы по всему миру остаются невидимыми для TROPOMI из-за облачности, и потому не были включены в анализ.
Лидером по эмиссии (а в данном случае — утечке) метана из ультраэмитентов оказался Туркменистан, который ежегодно теряет таким образом до 1,3 миллиона тонн CH4. За этой страной в порядке уменьшения выбросов следуют Россия, США, Иран, Казахстан, и Алжир. При этом в России, Иране и Казахстане такая эмиссия составляет от 10 до 20 процентов от общих выбросов метана. Всего в мире потери газа при добыче удалось оценить в восемь миллионов тонн CH4 или в 8-12 процентов от его выбросов в нефтегазовом секторе. Ученые отметили, что добыча газа в будущем может продолжить расти на три процента в год, но общие выбросы этой отрасли можно снизить, устранив обнаруженные утечки метана при добыче и транспортировке. Такое решение позволит сэкономить на устранении последствий и принесет финансовые выгоды в размере шести миллиардов долларов для Туркменистана, четырех миллиардов долларов для России; 1,6 миллиарда долларов для США и 1,2 миллиарда долларов для Ирана.
Ранее спутник Sentinel-5 Precursor помог установить, что повышение концентрации метана в нижних слоях атмосферы над южными штатами США вызвано утечкой из Пермского нефтегазоносного бассейна. Оказалось, что порядка 4,6 процента природного газа, добываемого из этого месторождения, теряется из-за неээфективной инфраструктуры и сжигания попутного газа.
Марина Попова
Но для этого придется эффективно управлять миллиардом гектаров пастбищ на Глобальном юге
Если перевести 780 миллионов гектар пастбищ в лесопастбища, а еще 1,1 миллиарда гектар эффективно управлять и предотвращать на них эрозию, то к 2050 году мировой сектор сельского хозяйства может перейти к отрицательным углеродным выбросам. Ученые оценили их размеры, то есть потенциал чистого поглощения углерода, в 1,6 миллиарда тонн в год. Если за такое хранение углерода фермерам будут платить, то их дополнительные доходы превысят 235 миллиардов долларов в год. Такие оценки содержит статья, опубликованная в журнале Nature Food.