Медики предложили выявлять больных раком яичников по соскобу из шейки матки

Медики из четырех стран разработали метод ранней диагностики рака яичников по соскобу из шейки матки. В качестве маркера исследователи используют паттерн метилирования ДНК, который изменяется у женщин еще до появления рака. Метод определяет зарождающийся рак яичников с вероятность 76 процентов (AUC 0,76). В работе, опубликованной в Nature Communications, исследователи предлагают использовать разработанный метод для того, чтобы сформировать группы высокого риска развития рака яичников, а затем регулярно обследовать их.

Рак яичников — одно из самых распространенных онкологических заболеваний женской половой сферы, которое даже при скрининге на онкомаркер CA-125 находят слишком поздно. Пятилетняя выживаемость больных раком яичников составляет от 12 до 42 процентов. Если обнаружить неполадки в работе клеток яичников в самом начале, то шанс выжить у больных повысится.

Медики из Австрии, Великобритании, Норвегии и Чехии во главе с Мартином Видшвендтером (Martin Widschwendter) из Университета Инсбрука нашли способ ранней диагностики рака яичников. Ученые отталкивались от того, что большинство видов рака яичников возникают из клеток, появившихся из клеток мюллерова протока. В ходе эмбрионального развития у женщин из него развиваются не только яичники, а еще и матка, фаллопиевы трубы и часть влагалища.

Видшвендтер с коллегами предположили, что по состоянию клеток шейки матки можно судить о повышенном риске развития рака яичников, так как шейка матки и яичники имеют сходное происхождение, и при этом в течение жизни женщины на них воздействуют одинаковые факторы среды. Таким образом по состоянию одних клеток можно предположить риск злокачественного перерождения других.

В качестве маркера ученые выбрали эпигенетические изменения в клетках шейки матки, а именно метилирование ДНК, так как в предыдущих работах обнаружили, что этот параметр ассоциируется с повышенным риском развития рака яичников.

Для того чтобы проверить свою гипотезу, они выполнили соскоб шейки матки у 242 женщин с раком яичников и у 869 здоровых женщин. По этим образцам ученым удалось проследить единый паттерн метилирования ДНК у больных женщин. Во второй части исследования медики на выборке из 47 больных женщин и 225 здоровых проверили разработанный метод скрининга.

Метод определяет зарождающийся рак яичников с вероятность 76 процентов (AUC 0,76). Из-за того что изменения в метилировании ДНК появляются до того, как рак успеет развиться, этот маркер можно будет использовать для определения женщин из группы высокого риска, а затем периодически обследовать их.

Тем не менее исследователи признают несовершенство методики. Ученые считают, что при включении женщины в группу высокого риска, нужно объяснить ей, что этот далеко не всегда означает, что у нее разовьется рак.

В первоначальной версии статьи для описания метода использовался термин «точность», что не совсем корректно. Приносим извинения читателям.

Ученые из Оксфорда также работали над ранней диагностикой рака и создали метод, с помощью которого можно определить любой рак на ранней стадии. Для этого нужно изучить концентрацию 70 метаболитов в крови.

Жевание листьев коки повысило риск развития плоскоклеточного рака полости рта