Городские агамы не захотели спать в лучах фонарей и выбрали затененные места для ночлега

Индийские горные агамы из города Бангалор в девять раз чаще, чем их сельские сородичи, выбирают для ночлега затененные участки. Так городские ящерицы защищаются от искусственного освещения, которое повышает риск проблем со сном и делает этих рептилий заметнее для хищников. В остальном бангалорские агамы придерживаются тех же предпочтений в выборе мест для отдыха, что и агамы из естественных местообитаний, правда, вместо скал и валунов им приходится ночевать на поверхности бетонных заборов. Как отмечается в статье для журнала Behavioral Ecology and Sociobiology, результаты исследования демонстрируют, что для выживания в городах животным приходится проявлять значительную поведенческую гибкость.

Многие виды животных успешно колонизировали города. Для этого им пришлось приспособиться к условиям, которые заметно отличаются от дикой природы: своеобразному набору хищников и конкурентов, более высоким температурам и постоянному шуму. Еще одним важным фактором, влияющим на городских животных, считается искусственное освещение. Некоторые существа извлекают из него пользу, увеличивая период суточной активности или охотясь на насекомых, привлеченных светом фонарей. Однако другим световое загрязнение скорее мешает, сбивая циркадные ритмы и снижая качество сна. Например, австралийские ученые экспериментально продемонстрировали, что ночная подсветка нарушает структуру и продолжительность сна у сизых голубей (Columba livia) и ворон-свистунов (Cracticus tibicen).

Команда герпетологов, которую возглавил Нитья Пракаш Моханти (Nitya Prakash Mohanty) из Индийского научного института в Бангалоре, решила выяснить, как искусственное освещение влияет на сон городских рептилий. Предполагается, что представители этой группы позвоночных могут быть особенно уязвимыми к световому загрязнению, поскольку обладают светочувствительным теменным глазом. Исследователи сосредоточили внимание на индийских горных агамах (Psammophilus dorsalis), дневных ящерицах, которые живут среди скал и камней по всему засушливому югу Индии. Селятся они и в городах. Например, популяция горных агам из Бангалора давно служит моделью для изучения урбанизации. Сравнивая городских ящериц с их сородичами из сельской местности, специалисты установили, что первые более склонны к риску и лучше обучаются, но при этом испытывают более высокий уровень стресса.

Для исследования Моханти и его коллеги выбрали в Бангалоре три участка, где жилые дома чередуются с пустырями и садами. Здесь агамы держатся на бетонных заборах и среди куч стройматериалов. Все три района по ночам освещаются фонарями с белым и оранжевым светом. В качестве сравнения авторы использовали три участка в сельской местности. Местные ящерицы живут среди скал и валунов и не сталкиваются с искусственным освещением.

В сентябре-октябре 2020 года исследователи провели на выбранных участках семнадцать ночных вылазок, в ходе которых искали спящих агам и тщательно фиксировали, где именно те отдыхают. Авторов интересовали такие характеристики мест ночлега, как тип субстрата (камень, стена, ствол дерева), высота (в сантиметрах над землей), ориентация относительно земли (горизонтальная, угловая и вертикальная) и степень открытости (открытые, затененные листвой или искусственными материалами, а также расщелины). Помимо этого, ученые оценивали освещенность мест ночлега с помощью люксметра и температуру ящериц и субстрата с помощью термальной камеры. После сбора всех этих сведений ящериц ловили, измеряли, определяли их пол и возраст, а затем отпускали.

В общей сложности Моханти и его коллегам удалось обнаружить около трехсот спящих ящериц. Более девяноста процентов из них проводили ночи на твердом шероховатом субстрате. В городе это были в основном бетонные стены, а за его пределами — скалы и валуны. Городские агамы чуть реже сельских спали на горизонтальных и угловых поверхностях и держались в среднем на двадцать сантиметров ближе к земле (вероятно, из-за отсутствия в городе более высоких мест для ночлега). Большинство особей, которые отдыхали на стенах, скалах и камнях, были ориентированы головой вверх. Интересно, что сорок семь ящериц спали рядом с одним-тремя сородичами.

Агамы выбирали убежища всех трех типов открытости. Однако городские ящерицы в девять раз чаще, чем сельские, ночевали в затененных местах. Для открытых мест ночлега и трещин такой разницы выявить не удалось. Кроме того, самцы чаще самок прятались в закрытые убежища и трещины. Городские ящерицы сталкивались со средним уровнем освещенности в 0,53 люкса, в то время как в сельской местности она составляла около ноля люксов. Средняя температура субстрата, на котором отдыхали рептилии, не отличалась в городе и за его пределами. Это согласуется с особенностями климата Бангалора, где благодаря расположению на возвышенности и обильной растительности почти не проявляется эффект теплового острова. Хотя ящерицы всегда выбирали для ночлега самый теплый участок поверхности, разница температур между ним и остальным субстратом была слишком незначительной, чтобы этот выбор мог иметь биологическое значение.

Результаты исследования демонстрируют, что городские и сельские агамы выбирают для отдыха примерно одинаковые места. Обычно это твердые скальные или бетонные поверхности с многочисленными шероховатостями, за которые можно удерживаться во время сна. Однако ящерицы из бангалорской популяции, которые сталкиваются со значительным световым загрязнением, чаще ночуют в затененных убежищах. Авторы предполагают, что городским агамам пришлось скорректировать предпочтения, чтобы спать в темноте, а не под светом фонарей, где эти ящерицы подвержены риску заработать проблемы со сном и хорошо заметны для хищников, которым к тому же легче добраться до особей из городской популяции, поскольку те ночуют ниже сельских. Судя по всему, более крупные самцы уязвимее для хищников, что заставляет их чаще самок ночевать в укрытиях. Впрочем, отдельные особи ночевали даже на участках с освещенностью до 14,6 люкса.

Животным, поселившимся в городах, приходится менять привычки и даже эволюционировать в ответ на изменения условий среды. В книге «Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях» нидерландский биолог Менно Схилтхёйзен рассказывает, как эволюционные силы формируют новые городские экосистемы, а жизнь по соседству с человеком меняет их обитателей. Отрывок из нее вы можете прочитать на нашем сайте.

В ЮАР встретили жирафа с кривой шеей