Американские военные обнаружили дефекты в программном обеспечении истребителей F-35 версии Block 4. Как пишет Bloomberg, они касаются процессов применения вооружения, коммуникации, навигации, кибербезопасности и задания цели. Но несмотря на это, Block 4 устанавливают на самолеты.
Программное обеспечение для F-35 разрабатывается и обновляется блоками. Первых двух блоков, Block 1A и Block 1B, было достаточно, чтобы начать на самолете первоначальную летную подготовку. С Block 2B истребитель получил боевые возможности для корпуса морской пехоты, а с Block 3i — для ВВС США.
В версиях программного обеспечения Block 2B и Block 3i стабильно происходили сбои. В Block 2B — один раз в восемь часов, в Block 3i — примерно раз в 15 часов. Из-за этого, например, в 2016 году на авиабазе «Хилл» в Юте по тревоге смог подняться в воздух только один F-35 из шести. У остальных пяти самолетов программное обеспечение из-за сбоя отменило включение части бортового оборудования. В этом же году ошибка в Block 3i поставила под угрозу работу радара истребителя.
В 2019 году программное обеспечение истребителей обновили до версии Block 3F. С ней F-35 стали доступны четыре базовых режима: наступательная и оборонительная борьба с авиацией, подавление или уничтожение объектов противовоздушной обороны, огневая поддержка с воздуха наземных войск, а также атаки на стратегические и движущиеся цели.
Обновление программного обеспечения F-35 до версии Block 4 началось в 2020 году. С ней истребителям становятся доступны новые виды вооружения, в том числе термоядерные бомбы B61-12. Кроме того, их радары получат режим широкоугольной синтезированной апертуры с высоким разрешением. Это позволит им лучше обнаруживать цели, преимущественно, наземные.
Ежегодный доклад военных, попавший в распоряжение Bloomberg, говорит, что во время испытаний в обновленном программном обеспечении F-35 обнаружили дефекты. Они касаются процессов применения вооружения, коммуникации, навигации, кибербезопасности и задания цели. Это потребовало модификации программного обеспечения, времени и ресурсов, что привело к задержкам. Тем не менее, «сырое, и недостаточно испытанное» программное обеспечение устанавливают на истребители.
Модернизация F-35 до современного стандарта Block 4 стоит дорого, поэтому ВВС США решили использовать истребители F-35A Lightning II ранних серий в качестве «агрессоров». Так называются самолеты, изображающие противника во время учений.
Василиса Чернявцева
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas.