Американские военные обнаружили дефекты в программном обеспечении истребителей F-35 версии Block 4. Как пишет Bloomberg, они касаются процессов применения вооружения, коммуникации, навигации, кибербезопасности и задания цели. Но несмотря на это, Block 4 устанавливают на самолеты.
Программное обеспечение для F-35 разрабатывается и обновляется блоками. Первых двух блоков, Block 1A и Block 1B, было достаточно, чтобы начать на самолете первоначальную летную подготовку. С Block 2B истребитель получил боевые возможности для корпуса морской пехоты, а с Block 3i — для ВВС США.
В версиях программного обеспечения Block 2B и Block 3i стабильно происходили сбои. В Block 2B — один раз в восемь часов, в Block 3i — примерно раз в 15 часов. Из-за этого, например, в 2016 году на авиабазе «Хилл» в Юте по тревоге смог подняться в воздух только один F-35 из шести. У остальных пяти самолетов программное обеспечение из-за сбоя отменило включение части бортового оборудования. В этом же году ошибка в Block 3i поставила под угрозу работу радара истребителя.
В 2019 году программное обеспечение истребителей обновили до версии Block 3F. С ней F-35 стали доступны четыре базовых режима: наступательная и оборонительная борьба с авиацией, подавление или уничтожение объектов противовоздушной обороны, огневая поддержка с воздуха наземных войск, а также атаки на стратегические и движущиеся цели.
Обновление программного обеспечения F-35 до версии Block 4 началось в 2020 году. С ней истребителям становятся доступны новые виды вооружения, в том числе термоядерные бомбы B61-12. Кроме того, их радары получат режим широкоугольной синтезированной апертуры с высоким разрешением. Это позволит им лучше обнаруживать цели, преимущественно, наземные.
Ежегодный доклад военных, попавший в распоряжение Bloomberg, говорит, что во время испытаний в обновленном программном обеспечении F-35 обнаружили дефекты. Они касаются процессов применения вооружения, коммуникации, навигации, кибербезопасности и задания цели. Это потребовало модификации программного обеспечения, времени и ресурсов, что привело к задержкам. Тем не менее, «сырое, и недостаточно испытанное» программное обеспечение устанавливают на истребители.
Модернизация F-35 до современного стандарта Block 4 стоит дорого, поэтому ВВС США решили использовать истребители F-35A Lightning II ранних серий в качестве «агрессоров». Так называются самолеты, изображающие противника во время учений.
Василиса Чернявцева
Компания Joby Aviation готовится к сертификации и первым коммерческим полетам
Компания Joby Aviation, занимающаяся разработкой электрических аэротакси, сообщила об успешном летном испытании, в котором аэротакси Joby S4 под управлением пилота впервые перешло к полностью горизонтальному полету с полным поворотом роторов и опорой на крыло. Первый такой полет состоялся над испытательным полигоном в городе Марина, штат Калифорния, 22 апреля 2025 года под управлением летчика-испытателя Джеймса Денхама. После этого компания провела целую серию полетов с выполнением этого маневра. Ранее переход к полностью горизонтальному полету проходил только с дистанционным управлением, а пилотируемые полеты выполнялись на малых скоростях с частично наклоненным роторами. Испытания являются этапом подготовки к процедуре сертификации в FAA, а также подтверждают готовность аэротакси к началу летных тестов в Дубае в середине 2025 года. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте компании.