Археологи раскопали в Предгорном Алтае курган-7 могильника Усть-Иша-5, относящийся к раннескифскому времени (IX–VII века до нашей эры). Ученые обнаружили, что центральное погребение этого сооружения оказалось потревоженным и разграбленным еще в древности. На краю кургана и за его пределами они также нашли, похоже, шесть могильных ям, в которых были похоронены дети. Однако большинство их останков не сохранилось. Результаты исследования опубликованы в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
Скифское время в Южной Сибири и сопредельных территориях принято делить на два этапа, первый из которых в научной литературе называют аржано-майэмирским (раннескифским) временем и датируют концом IX – первой половиной VI века до нашей эры. Свое название этот период получил благодаря «царским» курганам, расположенным на территории современной Республики Тыва, и Майэмирскому кладу, найденному в Восточном Казахстане.
Применительно к этому периоду археологи выделяют в Лесостепном и Горном Алтае три культуры: бийкенкскую, майэмирскую и большереченскую. Последняя была названа так в честь одноименного села в Топчихинском районе Алтайского края, где были обнаружены древнее поселение Ближние Елбаны и погребально-поминальные комплексы. Значительная часть памятников этой культуры, демонстрирующая переходные черты от поздней бронзы к раннему железу, расположена на правобережье Оби и в междуречье рек Бии и Катуни. Так, группа памятников находится на террасе правого берега реки Иша (приток Катуни) в Красногорском районе Алтайского края. Среди них – могильник Усть-Иша-5, который был открыт еще в 1961 году. Десять курганов этого памятника были обследованы в 1990-е годы.
Дмитрий Папин (Dmitry Papin) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с барнаульскими археологами исследовал один из самых больших курганов (курган-7) могильника Усть-Иша-5. Он представлял собой большую земляную насыпь овальной формы, размер которой составлял примерно 18×16 метров при высоте около 0,9 метра. Во время разбора насыпи ученые обнаружили вертикальный камень, идентифицированный как стела, размером 33×57×8 сантиметров.
После расчистки земляной насыпи на краях кургана и за его пределами археологи обнаружили шесть объектов, которые оказались похожи на могильные ямы овальной формы. В четырех из них исследователи нашли зубы новорожденных детей, а также две приплюснутых бусины кольцевидной и шаровидной форм. Похоже, два других объекта также были детскими погребениями, однако останки не сохранились.
Центральное погребение кургана оказалось разграбленным и поврежденным еще в древности. В могильной яме размером 0,96×1,88 метра археологи обнаружили венчик сосуда, фрагмент бронзовой подвески, а также останки человека. Хотя анатомический порядок костей был нарушен, ученым удалось установить, что изначально человека похоронили в сильно скорченном положении лежа на правом боку с ориентацией головы на запад.
Археологи пришли к выводу, что погребальное сооружение относится к раннескифскому времени (IX–VII века до нашей эры) предгорно-равнинного Алтая. Центральное подкурганное захоронение и связанные с ним детские могилы, по мнению ученых, свидетельствуют о возникновении в тот период новой традиции многомогильных захоронений под одной насыпью. Такая практика получила широкое распространение примерно с IV века до нашей эры.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях курганов этого периода, расположенных в Тыве. Так, в ходе раскопок памятника Туннуг-1 в скифской «Долине царей» археологи нашли бронзовую корону. Кроме того, в 2021 году в затопляемой зоне Саяно-Шушенского водохранилища ученые обнаружили около 200 древних курганов, самые ранние из которых относятся к раннескифскому времени.
Михаил Подрезов