Антропологи исследовали кости коз и овец, обнаруженные в ходе раскопок неолитического поселения Ашиклы-Хююк (около 8400–7350 годов до нашей эры). Ученые выяснили, что на раннем этапе занятия этой стоянки местные жители начали отлавливать диких ягнят и козлят, после чего выращивали их до возраста 6–12 месяцев. Постепенно стали появляться свидетельства того, что животные начали доживать до полового созревания и давать потомство. На поздних этапах существования поселения уже видны черты крупного скотоводческого хозяйства, когда многие овцы и козы доживали до зрелого возраста. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Овцы и козы оказались одними из древнейших животных, одомашненных человеком. Палеозоологические данные указывают на то, что процесс доместикации этих животных начался в обширном регионе, простирающемся от Восточной Анатолии до Ирана и Ирака, где люди начали отлавливать и выращивать диких парнокопытных млекопитающих – азиатского муфлона (Ovis gmelini) и безоарового козла (Capra aegagrus). Вместе с пришлым неолитическим населением около 6000 года до нашей эры культура разведения этих животных распространилась на Европу и Средиземноморье, а около 5000 года до нашей эры – на Северную Африку. В конце IV тысячелетия до нашей эры первые скотоводы, разводившие коз и овец, прибыли во Внутреннюю Азию.
В 25 километрах от современного турецкого города Аксарай расположен курган из вулканического туфа, в котором археологи обнаружили доисторическое поселение Ашиклы-Хююк, возникшее в середине IX тысячелетия до нашей эры. Оно представляет собой одну из самых ранних стоянок докерамического неолита в Центральной Анатолии, где археологи обнаружили свидетельства постепенного перехода от охоты к скотоводству, который растянулся примерно на 1000 лет.
Мэри Стайнер (Mary Stiner) из Аризонского университета совместно с учеными из Нидерландов, США и Турции исследовала процесс одомашнивания коз и овец в поселении Ашиклы-Хююк, где была собрана богатая коллекция фаунистических материалов, относящихся к тысячелетнему периоду (около 8400–7350 годов до нашей эры). Антропологи отметили, что этот памятник находится внутри ареалов муфлона (Ovis gmelinii) и безоарового козла (Capra aegagrus).
Ученые обнаружили, что в самом древнем культурном слое находились кости крупной и мелкой дикой добычи, причем, судя по количеству останков, козы и овцы первоначально были второстепенным источником мяса (около 27 процентов). Однако постепенно их доля достигла 81 процента. Антропологи отметили, что на протяжении всех стадий оккупации стоянки овцам отдавалось предпочтение перед козами. Кроме того, анализ навоза показал, что этих животных с самого начала существования поселения содержали в неволе на территории памятника.
Результаты исследования продемонстрировали, что в течение тысячи лет последовательно сменяли друг друга три формы взаимодействия между человеком и козлиными. На ранней стадии существования поселения люди отлавливали живых ягнят и козлят в дикой природе вскоре после их рождения, после чего в течение нескольких месяцев выращивали их в поселении (как правило, животных убивали в возрасте 6–12 месяцев). Такая стратегия, видимо, объясняется хранением «живого» мяса вплоть до возможного сезона голода или до важного общественного мероприятия. Похожие практики известны и в некоторых современных культурах собирателей и земледельцев.
Однако ученые заметили, что уже в самых древних культурных слоях постепенно увеличивалось количество костей недоношенных или новорожденных животных — свидетельства того, что козы и овцы начали размножаться в неволе. В более позднее время антропологи нашли признаки крупного скотоводческого хозяйства, когда многим взрослым овцам и козам обоих полов позволяли доживать до зрелого возраста. Кроме того, в это время наблюдалось снижение числа недоношенных особей, а также улучшение состояния здоровья самих животных.
Антропологи также обнаружили, что за тысячелетний период существования поселения Ашиклы-Хююк ни у коз, ни у баранов не произошло заметного уменьшения размеров тела. По всей видимости, это объясняется тем, что на протяжении всего периода местные жители продолжали разбавлять стада небольшим количеством отловленных диких ягнят и козлят. Изотопные анализы показали, что, несмотря на примерно десятикратный рост количества населения в Ашиклы-Хююке за тысячелетие, потребление человеком животного белка оставалось примерно на одном уровне, что указывает на существенный рост поголовья скота. Это также подтверждается анализами солей мочи в культурных слоях.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных доместикации диких животных. Так, археологи обнаружили древнейшие свидетельства разведения буйволов на Кавказе. Кроме того, генетики выяснили, что кубанские туры передали домашним козам защиту кишечника.
Михаил Подрезов