Археологи нашли древнейшие свидетельства разведения буйволов на Кавказе

Археологи исследовали фаунистические останки XI–XIV веков, обнаруженные в ходе раскопок древнего города Барда в Азербайджане, и выявили самые ранние свидетельства разведения азиатских буйволов на Кавказе. Доля костей этих животных в общей коллекции оказалась небольшая. Однако, по мнению ученых, присутствие останков этого вида может указывать на сознательный сдвиг в пользу развития животноводства в водно-болотных угодьях или миграцию в регион новых популяций людей. Статья опубликована в журнале Antiquity.

Одомашнивание животных представляет собой сложный и длительный процесс, уходящий корнями еще в каменный век. Буйволы (Bubalus) — обитатели жарких и болотистых местностей, которых ценят за неприхотливость к корму, часто состоящему только из одних болотных растений, за выносливость и устойчивость к патогенам. По всей видимости, этих животных одомашнили в долине Инда более четырех тысяч лет назад. Археологические свидетельства о присутствии домашних буйволов в древности за пределами Южной Азии многими учеными ставятся под сомнение.

Генетические и археологические данные свидетельствуют, что предком одомашненного азиатского буйвола был дикий Bubalus bubalis carabensis, однако данных об этом таксоне крайне мало. Самые ранние надежно идентифицированные останки одомашненного азиатского буйвола с Ближнего Востока обнаружены на северо-востоке Ирана. Эти кости датированы VI–VII веками нашей эры. Кроме того, на памятнике Бастама нашли аналогичные кости, относящиеся к IX–XIV векам.

Пол Вордсворт (Paul Wordsworth) из Оксфордского университета совместно с учеными из Великобритании, США и Германии исследовал историю распространения одомашненных азиатских буйволов по Ближнему Востоку, так как позднеантичные и средневековые источники вносят путаницу относительно ранних дат появления этих животных в Средиземноморье. Они отметили, что латинское название bubalus в источниках употреблялось по отношению к разным видам. Кроме того, точная идентификация буйволов в археологических записях на Ближнем Востоке затруднена из-за сходства костей, особенно фрагментированных, с быками (Bos taurus). Ученые указали, что в своем исследовании они сосредоточили внимание на азиатском речном буйволе, который генетически отличается от болотной разновидности, распространенной в Юго-Восточной Азии и Китае.

Археологи обнаружили свидетельства, подтверждающие разведение буйволов на Кавказе в эпоху Средневековья, в ходе раскопок в древнем азербайджанском городе Барда. Находки относятся к культурным слоям, датируемым XI–XIV веками. Исследователи отметили, что современные археологические данные указывают на распространение одомашненных азиатских буйволов в Иране и на Ближнем Востоке одновременно с возникновением ислама, то есть около VII века нашей эры.

Ученым удалось извлечь около 300 килограмм костей животных, что весьма необычно, так как сопоставимых находок в этом регионе, относящихся к Средневековью, практически неизвестно. В общей сложности археологи достоверно идентифицировали 47 костных образцов, принадлежавших как минимум десяти буйволам. На самых ранних стадиях на долю этих животных пришлось лишь 1,3 процента определяемых останков, на более поздних — от трех до семи. Наличие некоторых патологий на исследованных образцах указало на то, что буйволов могли использовать как тягловых животных.

Разведение буйволов, по мнению археологов, указывает на сознательный сдвиг в пользу развития животноводства в водно-болотных угодьях. Ежегодные разливы реки Кура серьезно затопляли низменные пастбища, ограничивая выгон овец. Кроме того, ученые предполагают, что появление азиатских буйволов, возможно, связано с миграцией в регион новых популяций людей, которые обладали опытом в разведении этих животных.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Подмосковье обнаружили череп вымершего европейского буйвола (Bubalus murrensis), а в Южной Африке нашли свидетельства использования людьми молока буйволов еще 49 тысяч лет назад.

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича