Пурпурноголовые малюры неожиданно для орнитологов вывели птенцов во время сухого сезона

Орнитологи обнаружили, что пурпурноголовые малюры, яркоокрашенные певчие птицы с севера Австралии, способны размножаться в течение сухого сезона. Ранее считалось, что эти птицы выводят птенцов почти исключительно во время сезона дождей. Тем не менее, засушливый период прошлого года оказался достаточно влажным. В результате в местах обитания малюров было много насекомых, так что пернатым удалось вывести два выводка в течение одного года. Как отмечает New Scientist, подобная гибкость поведения должна помочь пурпурноголовым малюрам выжить в условиях меняющегося климата и распространения инвазивных видов.

Расписные малюры (Malurus) широко распространены в Австралии и на Новой Гвинее. Эти яркоокрашенные певчие птицы обитают в лесах, кустарниковых зарослях и на пустошах, а некоторые виды, например, великолепный малюр (M. cyaneus) даже селятся рядом с человеком, например, в садах и городских парках. Впрочем, не все малюры хорошо уживаются с людьми. Например, пурпурноголовые малюры (M. coronatus) предпочитают малонаселенную местность на севере Австралии. Здесь они держатся среди густой растительности по берегам рек.

Как и многие другие австралийские пернатые, пурпурноголовые малюры страдают от инвазивных видов, чрезмерного выпаса скота, засух и участившихся пожаров. Хотя в целом положение этого вида не вызывает опасений, западный подвид (M. c. coronatus) становится все более редким. Чтобы не допустить его исчезновения, орнитологи и специалисты по охране природы тщательно отслеживают численность сохранившихся популяций и стараются защитить их местообитания от инвазивных видов и огня.

Одно из мест, где пурпурноголовые малюры находятся под охраной — заповедник Морнингтон, расположенный в округе Кимберли, штат Западная Австралия. Однако, несмотря на защиту, в 2018–2020 годах местная популяция этих птиц заметно сократилась. В ноябре 2020 года орнитологи из Университета Монаш под руководством Ники Теуниссен (Niki Teunissen) насчитали в заповеднике всего 143 пурпурноголовых малюра, а после периода размножения, в июле 2021 года — 172 особи, то есть ненамного больше.

Пурпурноголовые малюры выводят птенцов в сезон дождей, с декабря по апрель. Поэтому, когда Теуниссен и ее коллеги проводили очередной учет этих птиц в Морнингтоне в ноябре 2021 года, они предполагали, что численность популяции останется примерно такой же, как несколькими месяцами ранее — или даже немного сократится за счет естественной убыли. Тем не менее им удалось насчитать 204 малюра. В общей сложности к популяции прибавилось 56 птиц. Из них лишь несколько были взрослыми особями, которые переселились в Морнингтон из других регионов. Остальные появились на свет в сухой сезон, между июлем и ноябрем.

Специалисты отмечают, что обычно пурпурноголовые малюры не размножаются в течение сухого сезона, который длится с мая по ноябрь. Однако в прошлом году эти месяцы в округе Кимберли выдались необычно влажными. Вероятно, благодаря обильным осадкам на территории заповедника было много насекомых, что позволило малюрам второй раз за год вывести птенцов. В результате численность популяции в заповеднике за год выросла на 30 процентов.

Впрочем, обилие пищи — вряд ли единственное объяснение, почему птицы решили вывести птенцов в засушливое время года. Специалисты отмечают, что регистрировали размножающихся особей и в сухой сезон 2020 года, когда осадков и, соответственно, насекомых, было немного.

Результаты наблюдений демонстрируют, что малюры могут подстраивать время своего размножения под условия окружающей среды. Подобная гибкость может способствовать выживанию как небольшой популяции из заповедника Морнингтон, так и всему западному подвиду.

Недавно орнитологи выяснили, что черно-красные малюры (M. melanocephalus), которые обитают на севере и северо-востоке Австралии, тускнеют из-за лесных пожаров. Оказалось, что такие стихийные бедствия сокращают выработку тестостерона у самцов малюров, в результате чего многие из них в сезон размножения сохраняют сероватое оперение — такое же, как у самок. Дело в том, что в годы, когда происходят сильные пожары, черно-красные малюры не размножаются — таким образом, отказываясь от яркой окраски, самцы ничего не теряют, зато экономят ресурсы и снижают риск, что их заметят хищники.

Дрозофилы покрутились на вращающемся диске