Археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры, расположенный к югу от Абакана. В ходе охранно-спасательных работ ученые раскопали девять могил бронзового века, в которых находились останки людей, погребенных по обрядам ингумации и кремации. Погребальный инвентарь андроновцев включал керамические сосуды и бронзовые украшения. О результатах раскопок сообщается в Бюллетене Института истории материальной культуры РАН.
В эпоху развитой бронзы из степной зоны Южного Урала и Казахстана в Южную Сибирь приходят племена андроновской (федоровской) культуры, которая в Минусинской котловине по большей части сменяет окуневскую культуру, существовавшую в регионе около 800–850 лет. Андроновцы жили оседло, занимаясь преимущественно земледелием и скотоводством. По всей видимости, как и первые скотоводы Южной Сибири, они были носителями индоевропейских языков. Судя по современным радиоуглеродным датировкам, андроновцы занимали Средний Енисей в XVII–XV веках до нашей эры, то есть не более трехсот лет.
Большинство памятников этой культуры представляет собой погребальные комплексы (поселений известно крайне мало), большая часть из которых оказалась разграблена еще в древности. Кроме того, многочисленные могильники в настоящее время находятся на дне Красноярского водохранилища. Ученые отмечали, что южнее места слияния рек Абакан и Енисей андроновские памятники отсутствуют, за исключением единственного погребения, раскопанного в аале Сартыков.
В Аскизском районе Республики Хакасия, на участке между железнодорожными станциями Камышта и Уйтак, располагается крупный могильник Усть-Камышта-1. Этот погребальный комплекс, разделенный железной дорогой на две части, включает порядка 80 объектов, относящихся к раннему железному веку и эпохе палеометалла. Более древние памятники представлены небольшими насыпями округлой формы из камней и земли, внутри которых заметны остатки оград и выкладок. Предварительные исследования позволили отнести этот погребальный комплекс к афанасьевской и окуневской археологическим культурам.
Исследователи из Саянской археологической экспедиции при участии Веры Лурье (Vera Lurie) из Института истории материальной культуры РАН провели раскопки кургана-13 могильника Усть-Камышта-1 в рамках охранно-спасательных работ, предваряющих строительство вторых путей железной дороги Абакан—Аскиз. Ученые обратили внимание на этот погребальный комплекс, предполагая, что он относится к афанасьевской культуре эпохи энеолита и ранней бронзы.
Однако в ходе раскопок археологи обнаружили, что памятник относится к более поздней эпохе и связан с носителями андроновской и таштыкской культур. Так, к последней относится поминальный комплекс, на котором находились стелы с изображениями окуневской культуры XXVI–XVII веков до нашей эры, а также керамический сосуд, в котором лежали кости. Основные же находки оказались связаны с андроновской культурой и представляли собой пристроенные друг к другу каменные конструкции.
В центральной части кургана археологи обнаружили две могилы, в одной из которых находился скелет взрослого человека, а в другой — останки двух взрослых, погребенных по обряду ингумации и кремации. К ним примыкала могильная яма, выложенная хорошо подогнанными каменными плитами, на дне которой находились кремированные останки человека, тело которого сожгли на стороне. В расширенной части этой каменной конструкции располагались два детских погребения. Еще в двух могилах археологи обнаружили останки людей, погребенных по обряду ингумации и кремации.
В северо-западной части кургана находилась округлая каменная ограда, в центре которой ученые обнаружили парное погребение в цисте. К ней примыкали две небольшие конструкции, внутри которых располагались два погребения младенцев в каменных ящиках. За пределами оград находилось еще одно погребение по обряду ингумации. По мнению Лурье, вероятно, в этом месте находился не отдельный курган, а целый могильник андроновской культуры.
Лурье отметила, что погребения взрослых людей на этом памятнике осуществлялись в деревянных рамах и цистах, в то время как детей хоронили в каменных ящиках или комбинированных конструкциях. Останки всех людей, погребенных по обряду ингумации, лежали на левом боку, головой на запад. Их ноги были согнуты в коленях, а кисти рук уложены перед лицом. Кроме того, рядом с головой у всех погребенных находился керамический сосуд. Археолог сообщила, что в некоторых могилах присутствовал и другой инвентарь — бронзовые бусины, серьги, перстень и бляшки.
Исследователь заключила, что ранее в южных районах Минусинской котловины было известно лишь одно погребение андроновской культуры. Ряд ученых объяснял это тем, что носители андроновской культуры, придя в Южную Сибирь, столкнулись здесь с вооруженным сопротивлением племен окуневской культуры. Однако эта находка, судя по всему, служит доказательством сосуществования в Минусинской котловине носителей двух культур.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях сибирских древностей. Так, биоархеологи выяснили, что прибайкальское население эпохи раннего неолита занималось рыболовством и охотой на нерп. А афанасьевцы принесли культуру выращивания скота не только в Горный Алтай, но в Монголию.
Михаил Подрезов