Российский спутник-инспектор сошел с орбиты

Российский спутник «Космос-2519» сошел с орбиты через 4,5 года после запуска — такие данные приводит Space-track.org. Он выполнял роль спутника-инспектора и носителя спутников-инспекторов.

В последние годы Россия активно испытывает в космосе разведывательные и наступательные технологии. Военные запускают спутники-инспекторы, которые могут наблюдать или, в перспективе, обслуживать российские аппараты, а могут следить за аппаратами других стран. В частности, в 2020 году астрономы-любители обнаружили на орбите «догонялки» между российскими спутниками «Космос-2542» и «Космос-2543» и американским USA 245. Кроме того, недавно Россия испытала противоспутниковую ракету, сбив недействующий спутник «Целина-Д», а ранее астрономы-любители заметили на орбите испытания, в которых один российский спутник подлетел ко второму и выпустил третий объект, летящий со скоростью более 140–186 метров в секунду.

«Космос-2519» был запущен в июне 2017 года. Изначально его предназначение было неизвестно, но потом выяснилось, что это «спутник-матрешка». В августе он выпустил другой спутник «Космос-2521», а от «Космоса-2521» в октябре отделился «Космос-2523». Все три аппарата использовались для тестирования инспекции отечественных аппаратов на орбите.

После активной фазы работы во второй половине 2017 года «Космос-2519» лишь однажды изменил свою орбиту, понизив апогей с примерно 650 километров до 318, после чего каких-либо новых данных о нем не появлялось. А 23 декабря он сошел с орбиты. Согласно данным Space-track.org (он в свою очередь получает их от Командования воздушно-космической обороны Северной Америки), спутник сошел с орбиты примерно в 03:07:00 в точке с координатами 43 градусов северной широты и 223,7 градуса восточной долготы — над Тихим океаном, примерно в 850 километрах от западного побережья США.

США используют для запуска некоторых военных спутников, разведки и других целей космоплан X-37B. Его отличие от спутников заключается в том, что после миссии он может вернуться на Землю. В 2019 году он вернулся после 780 дней в космосе, а весной 2020 года его запустили в шестой полет.

Луноход «Прагъян» завершил научную программу