Выловленная в конце жаркого сезона рыба повысила риск заражения чадских собак дракункулезом

Жители чадских деревень, расположенных вдоль реки Шари, активно рыбачат в конце жаркого сухого сезона. В результате их собаки едят больше рыбы и чаще заражаются дракункулезом, болезненной паразитарной инфекцией. Кроме того, животные подхватывают данную болезнь классическим путем, когда во время питья проглатывают рачков — промежуточных хозяев паразита. В статье для журнала Current Biology исследователи отмечают, что люди почти перестали болеть дракункулезом — однако широкое распространение этой болезни у собак не позволяет говорить о скорой победе над ней.

Дракункулез (также известный как ришта) — крайне неприятное заболевание. Личинки его возбудителя, паразитического круглого червя Dracunculus medinensis, развиваются внутри крошечных веслоногих ракообразных. Когда человек пьет сырую воду, он проглатывает зараженных рачков, которые быстро перевариваются. В результате жившие в них личинки D. medinensis оказываются в человеческом теле, где созревают в течение примерно года. Затем черви спариваются, после чего мужские особи умирают, а женские, дорастающие до 150 сантиметров, мигрируют в подкожную клетчатку, вызывая боль и аллергические реакции. Оказавшись под кожей, самка образует на поверхности человеческого тела, обычно на руках или ногах, болезненный волдырь. Вскоре он вскрывается и из него показывается кончик тела червя. В попытке облегчить страдания человек смачивает язву водой — и в этот момент матка самки лопается, извергая миллионы личинок. Юные черви попадают в водоем и заражают веслоногих рачков, замыкая жизненный цикл вида.

Подробное описание D. medinensis можно обнаружить в любом учебнике паразитологии. Нет ничего удивительного, в том, что риште уделяется так много внимания — еще в 1986 году ей ежегодно заражались по 3,5 миллиона жителей Африки, Ближнего Востока, Индии и некоторых других регионов. Однако благодаря Программе ликвидации дракункулеза (Guinea Worm Eradication Program) это заболевание почти исчезло. В 2020 году во всем мире было зафиксировано всего 27 новых случаев, все в странах Африки. Ожидалось, что дракункулез станет второй после натуральной оспы болезнью человека, которую удастся полностью уничтожить (и третьим уничтоженным заболеванием, если учесть чуму крупного рогатого скота, которой люди никогда не болели).

К сожалению, борьбу с риштой осложняет тот факт, что от нее страдают не только люди, но и некоторые животные. Например, в Чаде, где в минувшем году было зарегистрировано всего 12 случаев дракункулеза у человека (максимальное значение среди всех стран мира), специалисты также зафиксировали 1582 случая дракункулеза у животных, в том числе 1507 случаев у домашних собак (Canis (lupus) familiaris), 61 случай — у домашних кошек (Felis catus) и два случая — у диких кошачьих. Пока так много животных ежегодно заражаются D. medinensis, говорить о скором уничтожении этого паразита преждевременно.

Команда биологов под руководством Робби Макдональда (Robbie A. McDonald) из Эксетерского университета уже несколько лет исследует дракункулез у домашних собак, которые обитают в деревнях вдоль протекающего по Чаду участка реки Шари (у всех этих животных есть хозяева, однако они свободно перемещаются по деревням и в их окрестностях). В прошлом году исследователи опубликовали работу, в которой продемонстрировали, что эти животные заражаются D. medinensis в основном классическим способом, то есть проглатывая веслоногих рачков с личинками паразитов во время питья. Однако, помимо этого, был также обнаружен второй, неизвестный ранее путь передачи. Оказалось, что некоторые собаки заболевают дракункулезом из-за того, что едят рыбу, в желудке которой скапливаются съеденные зараженные рачки.

Новая публикация Макдональда и его коллег посвящена более глубокому исследованию данной темы. Ученые решили выяснить, как заражаемость собак дракункулезом зависит от сезона. Для этого они снабдили животных из шести чадских деревень вдоль реки Шари ошейниками с GPS-навигаторами и отслеживали их передвижения в течение двенадцати месяцев (с начала 2018 по начало 2019 года). За это время на юге Чада, где проводилось исследование, сменилось три сезона: жаркий и сухой с февраля по апрель-май (когда уровень воды в водоемах самый низкий), влажный с мая-июня по октябрь-ноябрь (когда выпадают дожди) и прохладный и сухой с декабря по февраль. Авторы также взяли у животных образцы вибрисс, чтобы реконструировать их диету с помощью изотопного анализа. Кроме того, начиная с 2016 года они фиксировали все случаи дракункулеза у собак в деревнях вдоль реки Шари.

Проанализировав собранную информацию, ученые пришли к выводу, что риштой хотя бы раз в жизни заражаются 32 процента собак из деревень вдоль реки Шари. При этом выход червей из тела хозяина чаще всего происходит у них в жаркий сухой сезон. Поскольку срок развития данного вида паразитов составляет примерно год, то логично предположить, что и заражаются собаки чаще всего тоже в жаркий и сухой сезон с февраля по апрель-май.

Для 298 особей из 180 домохозяйств Макдональд с соавторами смогли реконструировать рацион в разные месяцы года. Оказалось, что потребление рыбы заметно варьирует по месяцам: оно увеличивается с декабря, достигает пика в апреле-мае и затем снижается. В сухой жаркий сезон доля этого вида пищи в рационе собак максимальна (она достигает 16 процентов). Впрочем, потребление рыбы зависит не только от месяца, но и от особенностей отдельных животных, например, пола и физического состояния. Для 291 особи авторам удалось связать рацион с заражаемостью риштой. Оказалось, что чем больше рыбы собаки едят в сухой жаркий и влажный сезоны, тем выше у них риск заразиться дракункулезом. Значительный возраст и склонность проводить много времени около прудов в сухой жаркий сезон также повышают риск заразиться риштой.

Макдональд и его коллеги отмечают, что в конце жаркого сухого сезона жители деревень, расположенных вдоль реки Шари, активно рыбачат — ведь добыть рыбу становится легче из-за низкого уровня воды. В результате местные собаки получают доступ к обильным потрохам, оставшимся после потрошения рыбы, и к выброшенной сорной рыбе. Неудивительно, что доля рыбы в их рационе увеличивается на несколько месяцев — а вместе с ней и риск заразиться дракункулезом. В конце жаркого сухого сезона также возрастает риск заражения риштой классическим способом, из-за того, что в обмелевших водоемах повышается концентрация веслоногих рачков, несущих в себе личинок этого паразита.

Британские зоологи выяснили, что запах собак, зараженных висцеральным лейшманиозом, кажется самкам москитов более привлекательным. Возбудители инфекции манипулируют биохимией хозяина, приманивают кровососущих насекомых и тем самым повышают шансы продолжить свой жизненный цикл. Ранее похожий механизм был обнаружен у малярийного плазмодия.

Люди младше 50 лет стали болеть новообразованиями чаще почти на 80 процентов