Под Грацским замком обнаружили погребение эпохи бронзы и средневековое поселение

Австрийские археологи провели раскопки на территории Грацского замка и обнаружили артефакты от медного века (IV тысячелетие до нашей эры) до Средневековья. Среди находок оказались серьга в форме полумесяца, фрагмент бронзового браслета и керамика. На одном из раскопов археологи обнаружили погребение урнопольской культуры — один из древнейших примеров кремации умерших на территории Штирии. О находках сообщается в пресс-релизе федеральной земли Штирия.

В австрийском городе Грац располагается одноименный замок, который был заложен герцогом Фридрихом V (впоследствии император Священной Римской империи Фридрих III) в 1438 году. Грац в 1564 году стал столицей Эрцгерцогства Австрия – центра Габсбургской монархии и предшественника Австрийской империи. Сам замок стал резиденцией правителей и использовался в этой роли вплоть до начала XVII века. Лишь после переезда императора Фердинанда II в 1619 году в Вену Грацский замок оказался заброшен. В последующие столетия предпринимались некоторые попытки реставрационных работ, но часть зданий снесли. В настоящее время замок функционирует в качестве резиденции главы Штирии.

Реставрационные работы в Грацском замке порой приносят интересные археологические находки. Так, в 2010 году ученые обнаружили необычное раннесредневековое погребение. В общей сложности исследователи нашли скелеты девяти или десяти мужчин, которые располагались друг на друге. Возможно, таким образом хоронили самоубийц, некрещеных детей или жертв казни.

В ноябре–декабре нынешнего года археологи из Музея земли Штирия провели охранно-спасательные работы на территории Грацского замка. В общей сложности ученые заложили 17 раскопов площадью от четырех до девяти квадратных метров, которые в некоторых случаях достигали четырех метров глубины. Они располагались как на территориях внутренних дворов, так и в подвалах самого архитектурного комплекса.

В ходе раскопок археологи обнаружили находки разных эпох. Так, под мостовой они обнаружили старый фундамент, застроенный в 1950–1952 годах. В ходе его обследования ученые обнаружили следы средневекового поселения, существовавшего еще до возведения замка Фридрихом III в XV веке. Отдельные артефакты, например, серьга в форме полумесяца со стеклянными вставками, указывают на занятие этой местности еще в эпоху раннего Средневековья (IX–X века нашей эры).

Археологи отметили, что к их удивлению, несмотря на многочисленные средневековые и современные строительные работы в районе замка, культурный слой доисторической эпохи сохранился хорошо. Так, на некоторых участках его мощность достигала одного метра. Среди находок оказались фрагменты керамики, часть бронзового браслета, которые относятся к урнопольской культуре (XIII–IX века до нашей эры). Однако некоторые артефакты свидетельствуют о присутствии людей на этой территории еще в медный век (IV тысячелетие до нашей эры).

В одном из раскопов на глубине около метра ученые нашли груду фрагментов керамического сосуда и крошеные кремированные останки человека. По данным археологов, это одно из древнейших погребений по обряду кремации в Штирии, возраст которого около 3000 лет. Им удалось извлечь могилу целиком и транспортировать в музей для изучения и реставрации.

Ранее на N + 1 рассказывали о других древних находках из Австрии. Так, в пригороде Вены археологи обнаружили редкую золотую чашу с солярной символикой возрастом около 3000 лет. А исследование палеофекалий из соляных шахт показало, что древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью.

Глубоко копнули