Один из G-объектов в центре Млечного Пути оказался тройкой молодых звезд

Наземный телескоп VLT помог астрономам разобраться в природе одного из загадочных G-объектов, вращающихся вокруг черной дыры в центре Млечного Пути. Ученые доказали, что объект G2 не является протяженным газопылевым облаком, а состоит из трех молодых звезд, окруженных пылевыми оболочками. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.

G-объекты представляют собой необычный класс объектов, расположенных в ближайших окрестностях сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Впервые их обнаружили в 2005 году, а в прошлом году выделили в отдельную категорию астрофизических явлений. Они демонстрируют свойства как газопылевых облаков, так и звездоподобных тел, достаточно крупны и могут быть результатом слияния двух звезд.

Среди G-объектов выделяется G2, который в 2014 году сильно сблизился с черной дырой. Тогда предполагалось, что это обширное облако газа и пыли, которое будет растянуто приливными силами со стороны черной дыры и вызовет всплеск ее активности. Однако всплеска ученые так и не увидели, а в дальнейшем модель облака без плотного ядра уступила модели звезды, заключенной в плотную газопылевую оболочку. Предполагается, что G2 может быть молодым звездным объектом, окруженный сильно запыленной оболочкой, что вписывается в сценарий процессов звездообразования в центральной зоне галактики и позволяет объяснить наблюдаемую компактность объекта и другие его свойства. Однако эта гипотеза нуждалась в подтверждении данными наблюдений.

Группа астрономов во главе с Флорианом Пайсскером (Florian Peiβker) из Кельнского университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений, полученных в ближнем инфракрасном диапазоне, в период с 2005 по 2019 год, при помощи спектрографа SINFONI, установленного на комплексе телескопов VLT в Чили.

Оказалось, что ионизированный газ, который должен был быть связан с хвостом G2, на самом деле не связан с ним, а находится внутри скопления S-звезд. Сам же хвост G2 состоит из двух изолированных и компактных источников излучения. Несмотря на то, что элементы орбит для OS1 и OS2 различны, первый источник показывает сходство в наклонении и аргументе перицентра с G2. G2 прошел свой перицентр в 2014 году, OS1 сделал это в 2020, а OS2 — в 2029 году.

Наблюдаемые свойства объектов можно описать в рамках моделей звезд, возрастом менее 107 лет, еще аккрецирующих вещество и окруженных несферическими газопылевыми оболочками. В частности, G2 подходит под модель звезды типа Т Тельца. Таким образом, второй объект из класса G-тел представляет собой не протяженное газовое облако, а три молодые звезды (G2, OS1 и OS2), являющиеся остатками звездного скопления, образование которого началось в околоядерном диске вокруг черной дыры.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA отыскала несколько десятков протозвезд в центре Млечного Пути и как сверхмассивная черная дыра помогла родиться новым звездам.

Астрономы обнаружили радиационный пояс у коричневого карлика