Объединенная авиастроительная корпорация показала ударный беспилотник C-70 «Охотник» с плоским реактивным соплом. Как сообщает «Ростех», такая конструкция позволила снизить радиолокационную заметность аппарата.
«Сухой» разрабатывает «Охотника» с 2011 года. Беспилотник предназначен для нанесения ударов по объектам противника без захода в зону действия его систем противовоздушной обороны пилотируемых самолетов. Во внутренних отсеках вооружения он будет нести ракеты и авиабомбы общей массой до 2,8 тонны.
C-70 выполнен по схеме «летающее крыло». Его взлетная масса — 20 тонн. По неподтвержденным данным, «Охотник» сможет пролетать около шести тысяч километров на скорости до одной тысячи километров в час.
«Охотник» с традиционным соплом впервые взлетел в 2019 году. После этого его испытывали совместным полетом с истребителем Су-57, а также тестировали с ракетным вооружением.
Новосибирский авиационный завод имени Чкалова выкатил образец «Охотника» с плоским реактивным соплом 14 декабря. Плоское сопло снижает радиолокационную заметность беспилотника, который и так создается с широким применением технологий малозаметности.
Судя по видео, у сопла «Охотника» также появились скошенные вырезы по бокам. Они должны будут «размывать» тепловой след двигателя, усложняя прицеливание по нему ракет с тепловыми головками самонаведения.
В России разрабатывают и другие ударные беспилотники. Например, «Орион» и «Альтиус». Военные считают, что такие аппараты позволят с высокой точностью наносить удары по целям противника, не подвергая риску пилотов и существенно снижая расходы на военные операции.
Анна Качалова
Это позволяет тратить в пять раз меньше энергии, чем при полете
Стартап Revolute Robotics из Аризоны разработал гибридного робота, который способен как летать, так и ездить по поверхности. Он представляет собой квадрокоптер, закрепленный на кардановом подвесе внутри металлической клетки сферической формы. Она защищает дрон от повреждений при столкновении с препятствиями, а также выступает в роли опоры при движении по земле, так как благодаря подвесу может свободно вращаться вокруг дрона во всех направлениях. По замыслу разработчиков, робот будет использовать для дистанционного обследования технического состояния оборудования и охраны объектов, сообщает издание New Atlas. Идея о размещении дронов целиком внутри защитного каркаса не нова. Несмотря на дополнительный вес, такой подход позволяет защитить дрон со всех направлений от повреждений при столкновении с препятствиями. Особенно это актуально при полетах в тесных помещениях с большим количеством объектов, например, с целью инспекции состояния оборудования технических сооружений. Такой дрон, к примеру, сделала швейцарская компания Flybotix. Разработанный ею бикоптер имеет защиту в виде почти сферической сетки, полностью покрывающей беспилотник. Схожую конструкцию для защиты дрона использовали и японские инженеры. Однако у предложенного ими варианта была особенность — сферическая защитная клетка, состоящая из двух независимых полусфер, имела возможность свободно вращаться вокруг двух осей, благодаря чему соприкосновение с препятствием меньше влияло на траекторию полета. Дрон, разрабатываемый стартапом Revolute Robotics, также помещен внутрь металлической защитной сетки сферической формы, которая способна вращаться вокруг беспилотника. Но благодаря карданному подвесу, которым квадрокоптер изнутри соединен со сферической оболочкой, это вращение может происходить не по двум осям, а в любом направлении. Эту способность инженеры решили использовать — робот может не только летать, но и ездить по поверхности, используя собственную защитную оболочку в роли всенаправленного колеса. https://www.youtube.com/watch?v=YUcwM7pCZkk Перемещение по поверхности происходит с помощью воздушных винтов дрона, который может наклоняться внутри свободно вращающейся вокруг него сферической оболочки в нужном направлении, регулируя скорость и направление движения. Упругая конструкция клетки и колец подвеса сглаживает толчки и удары, выполняя роль амортизатора. Регулируя уровень тяги пропеллеров, робот способен взбираться по крутым склонам, а при встрече с препятствием, которое нельзя переехать, может просто облететь его по воздуху. При этом на полет тратится в пять раз больше энергии, поэтому передвижение по поверхности оказывается предпочтительнее. В качестве полезной нагрузки робот может нести камеры, лидары и другие сенсоры. Поэтому его можно будет использовать, например, для составления трехмерных карт объектов и обследования технического состояния оборудования и инженерных сооружений, в том числе для инспекции труб. Другим возможным применением робота, по мнению разработчиков может стать охрана территории. Впрочем, защитный каркас — не всегда наилучшее решение, ведь дополнительный вес защиты будет уменьшать время работы дрона. Поэтому инженеры компании Cleo Robotics, которые разработали дрон Dronut X1 специально для работы в помещениях, применили другой подход. Два соосных несущих винта дрона X1 находятся полностью внутри похожего на пончик корпуса, и поэтому надежно защищены от встречи со стенами и другими препятствиями.