Норвежские археологи обнаружили коронованную фигурку с соколом

Археологи обнаружили в Осло небольшую фигурку, которая изображает человека в короне, держащего на руке сокола. По мнению искусствоведа, эта находка относится примерно к 1200 году. Возможно, она изображает короля или королеву, например, норвежского конунга Хакона IV Старого. Об этом сообщается в пресс-релизе Норвежского научно-исследовательского института культурного наследия.

Древнейшие свидетельства соколиной охоты уходят еще в дописьменную эпоху. Так, известны хеттские стелы с изображением этой практики, которые датируются примерно XIII веком до нашей эры. Однако в Европе соколиная охота распространилась гораздо позже, что, вероятно, было связано со вторжением на континент аланов и гуннов в эпоху Великого переселения народов. Но в эпоху Средневековья она становится одной из важных составляющих досуга привилегированных слоев общества. Так, кости этих птиц можно найти в богатых погребениях воинов-викингов, а их изображения есть на рунических камнях. Более того, для скандинавов продажа соколов даже представляла важную статью доходов.

В Древней Руси также практиковали охоту с ловчими птицами, переняв этот опыт, по всей видимости, около IX–X веков у соседей-кочевников или скандинавов. Она упоминается во многих письменных памятниках, например, в Поучениях Владимира Мономаха, Русской Правде и Слове о полку Игореве. Более того, с середины XVI века действовал Сокольничий приказ — орган управления, ведавший придворной забавой. Признанным ценителем этого развлечения был царь Алексей Михайлович, при котором создали свод правил Урядник сокольничья пути.

Археологи из Норвежского научно-исследовательского института культурного наследия проводили раскопки в Осло на месте средневекового района. Исследователи обнаружили небольшую фигурку из рога длиной около 7,5 сантиметра, которая изображает человека с короной на голове с сидящим на руке соколом.

Искусствовед Кьяртан Хеуглид (Kjartan Hauglid) отметил, что, безусловно, на голове изображена корона, однако сложно определить, кого олицетворяет фигурка — короля или королеву. Кроме того, женщины также занимались соколиной охотой. По мнению исследователя, эта находка относится примерно к 1200 году и, вероятно, была изготовлена в одной из ремесленных мастерских Осло. Хеуглид сообщил, что в Северной Европе известно лишь несколько столь ранних визуальных изображений соколиной охоты.

Эта находка была сделана на территории парка, рядом с которым до 1300 года находился королевский дворец, поэтому ученые предполагают, что фигурка могла принадлежать знатному человеку, в том числе и самому королю. По одной из версий, фигурка изображает норвежского короля (конунга) Хакона IV Старого, правившего с 1217 по 1263 год, который был известным любителем соколиной охоты и даже дарил птиц европейским правителям.

Ранее на N + 1 рассказывали о других достижениях норвежских археологов. Так, ученые достали из растаявшего ледника вторую лыжу эпохи викингов, а также обнаружили 60-метровый длинный дом.

Рядом с могилой польской «вампирши» нашли девиантное захоронение ребенка