Китайцев уличили в подделке палеолитических подвесок из зубов животных

Археологи из Франции и Китая исследовали окаменевшие просверленные зубы животных из Верхней пещеры Чжоукоудяня, большая часть которых была утеряна во время Второй мировой войны. В распоряжении исследователей оказалось два артефакта из музейной коллекции, которые оказались недавней подделкой. Однако они также обнаружили три зуба барсука, считавшихся утерянными, которые действительно были древними подвесками возрастом 30–40 тысяч лет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

В окрестностях Пекина в 1918 году археологи обнаружили группу археологических памятников Чжоукоудянь, исследования которой продолжаются до сих пор. Это разновременные стоянки, относящиеся ко временам от нижнего палеолита до верхнего. Основной объект этого комплекса представляет собой большую пещеру Чжоукоудянь-1, в которой ученые выделили 13 культурных слоев древностью от 780 до 230 тысяч лет. Именно здесь в 1929 году впервые был обнаружен череп синантропа (Homo erectus pekinensis), а также большое количество каменных орудий, следов очагов, а также костей животных (подробнее узнать об открытии этой популяции древних людей можно в нашем материале «Синантропы – примитивные люди… Но они люди: как ученые нашли “пекинского человека”»).

В комплекс Чжоукоудянь среди прочих входит Верхняя пещера, в которой еще в 1930-х годах нашли останки H. sapiens. Судя по последним исследованиям, культурные слои этого памятника относятся примерно к 40–30 тысячам лет назад. Помимо трех черепов людей современного анатомического типа, археологи нашли здесь большое количество окаменелостей, украшений и костей животных. Однако во время Второй мировой войны вместе с известными черепами синантропов большая часть находок из этой пещеры была утеряна и сохранилась в основном в виде слепков.

Франческо д’Эррико (Francesco d’Errico) из Университета Бордо совместно с коллегами из Китая и Франции исследовал находки из Верхней пещеры Чжоукоудяня, большая часть которых была утрачена во время войны. Ученые сосредоточили свое внимание на украшениях и охре, фотографии и описания которых содержатся в работе 1939 года, 17 слепках, двух неопубликованных артефактах из музейной коллекции, а также трех просверленных зубов, которые были обнаружены исследователями во время работы в музее Чжоукоудяня.

Археологи отметили, что в 1930-е годы сообщалось об открытии 125 просверленных зубов, которые относились к девяти видам животных: обыкновенный и азиатский барсук (Meles meles и M. leucurus), обыкновенная лисица (Vulpes vulpes), благородный олень (Cervus elaphus), корсак (V. corsac), пятнистый олень (C. nippon), ласка или хорек (Mustela sp.), европейская косуля (Capreolus capreolus), тигр (Panthera tiger). Ученые склонны согласиться с этим утверждением (хотя их возможности проверки весьма ограничены), за одним исключением — один клык ласки или хорька скорее принадлежал кунице (Martes sp.). Кроме того, исследователи пересмотрели видовую принадлежность трех раковин двустворчатых моллюсков.

Ученые не обнаружили связи между техникой сверления и разными типами зубов. Однако два зуба (крупного кошачьего и благородного оленя), хранившихся в музее Чужокоудяня, судя по выводам ученых, были просверлены с помощью тонкого конического сверла, возможно, изготовленного из металла. Диаметр отверстия на этих зубах значительно меньше, чем на слепках и изображениях. Кроме того, бороздки от инструментов оказались очень свежими, поэтому археологи заключили, что эти окаменелые зубы просверлили лишь недавно.

По мнению археологов, подвески использовались в качестве личных украшений, причем они были сделаны из зубов тех видов животных, которые обитали в окрестных территориях. Единственные исключения — это раковины моллюсков, ближайшее место обитания которых находилось в 200 километрах. Три новых обнаруженных просверленных зуба принадлежали барсуку. Наличие бороздок, присутствующих по обе стороны отверстия, подсказало ученым, что, видимо, подвески прикреплялись нитями к одежде и покрывались сверху охрой. Возможно, из более мелких зубов изготавливались ожерелья или браслеты.

Но не только в Чжоукоудяне археологи находили древние украшения. Ранее на N + 1 рассказывали, что ученые обнаружили в Польше 41500-летнюю подвеску из бивня мамонта. Кроме того, в Болгарии раскопали подвески из зубов копытных и пещерных медведей, которые хранились в пещере около 45 тысяч лет.

Роговые гребни указали на связи между Хедебю и Центральной и Северной Скандинавией