Палеонтологи описали анкилозавра с хвостом в виде оружия ацтеков

Чилийские палеонтологи описали новый вид анкилозавров, который назвали Stegouros elengassen. От остальных анкилозавров он отличается необычным хвостом в виде макуауитля — оружия ацтеков. Находка стегоуроса позволила прояснить родственные отношения между анкилозаврами Южного полушария. Статья, а также краткое сообщение об исследовании опубликованы в журнале Nature.

К тиреофорам (Thyreophora) относятся растительноядные динозавры с броней из остеодерм (кожных окостенений) — поэтому их еще называют бронированными динозаврами. В состав этой группы входят анкилозавры (Ankylosauria), остеодермы которых образуют панцирь, и стегозавры (Stegosauria) — их остеодермы формируют пластины, а также длинные шипы на хвосте.

Анкилозавры хорошо представлены в летописи окаменелостей Северной Америки и Евразии — в прошлом эти материки составляли суперконтинент Лавразию. Однако на территории бывшей Гондваны — другого суперконтинента — их ископаемые остатки встречаются редко и зачастую представлены фрагментарным материалом. До сих пор было описано только три вида гондванских анкилозавров (не считая сомнительного вида Minmi paravertebra): Antarctopelta oliveroi из Антарктиды, Kunbarrasaurus ieversi из Австралии и недавно описанный Spicomellus afer из Африки.

Окаменелости антарктопельты вызывали трудности у палеонтологов: сохранилось только около 15 процентов скелета, а некоторые кости были довольно необычными для анкилозавра — по этой причине ученые даже считали, что они могли принадлежать морским рептилиям.

Серхио Сото-Акунья (Sergio Soto-Acuña) из Чилийского университета и его коллеги обнаружили окаменелости нового гондванского анкилозавра в отложениях верхнемеловой формации Доротеа (Dorotea Formation) на юге Чили (примерный возраст — 72–75 миллионов лет). Сначала палеонтологи предполагали, что перед ними остатки необычного стегозавра. Однако филогенетический анализ показал, что окаменелости всё же принадлежат анкилозавру.

Новый вид отличался от остальных анкилозавров тем, что на конце его хвоста располагалось семь пар плоских остеодерм, которые формировали структуру, похожую на макуауитль — оружие ацтеков и других индейцев Мезоамерики. Палеонтологи назвали динозавра Stegouros elengassen. Его родовое название переводится как «покрытый хвост», а видовое дано в честь чудовища с панцирем из мифологии теуэльче — коренных народов Патагонии.

Филогенетический анализ также показал, что стегоурос формирует монофилетическую кладу с двумя другими гондванскими анкилозаврами, чьи родственные связи ранее были не ясны, — антарктопельтой и кунбарразавром. Ученые назвали эту группу Parankylosauria, а для остальных анкилозавров предложили кладу Euankylosauria. Стегоурос с родственниками рано отделились от остальных анкилозавров — по оценкам авторов работы, это произошло около 167 миллионов лет назад.

Изучив строение позвонков стегоуроса, палеонтологи убедились в том, что необычные позвонки антарктопельты на самом деле принадлежали ей, а не морским рептилиям, так как у стегоуроса было схожее строение. Также некоторые остеодермы антарктопельты напоминали хвостовые остеодермы стегоуроса — ученые пришли к выводу, что антарктический анкилозавр, скорее всего, обладал подобным оружием.

Хвостовое оружие известно и у других позвоночных. К примеру, некоторые вымершие броненосцы обладали шипастой булавой на конце хвоста. Однако авторы работы отмечают, что тиреофоры — единственная группа позвоночных, у которой появилось три разных вида хвостового оружия: тагомайзер (шипы) стегозавров, булава продвинутых анкилозавров (Ankylosaurinae) и макуауитль стегоуроса.

Африканского анкилозавра Spicomellus afer совсем недавно описали на основе уникального ребра: оно срослось с шипастой остеодермой. Подобные структуры не встречаются ни у каких других позвоночных.

Палеонтологи подтвердили существование муста у мамонтов