Звездообразные коконы из Японии приписали новому виду наездников

Японские ученые выяснили, что за звездообразные структуры иногда находят на островах Рюкю. Оказалось, что они представляют собой групповые коконы неизвестного ранее вида наездников-браконид. Он получил научное название Meteorus stellatus. Специалисты полагают, что коллективные коконы, подвешенные на длинных нитях, защищают личинок наездников от хищников и паразитоидов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Hymenoptera Research.

Личинки ос-наездников развиваются в телах других насекомых и пауков, постепенно съедая хозяев изнутри. Однако и сами они могут стать жертвами хищников, паразитоидов и инфекций — особенно на стадии куколки. Чтобы защититься от врагов и других угроз внешнего мира, включая неблагоприятную погоду, личинки наездников на время окукливания прячутся внутри коконов. Строят они их самостоятельно или поручают эту задачу хозяевам. Например, у наездников-браконид (Braconidae) личинки последнего возраста покидают тело хозяина, после чего плетут коконы из секрета шелкоотделительных желез и окукливаются внутри них. Иногда юные наездники объединяются, чтобы создать коллективный кокон, состоящий из нескольких отдельных. Форма такой конструкции зависит от экологических условий, в которых обитает конкретный вид, и нередко бывает весьма причудливой. В частности, некоторые виды подвешивают коконы на нитях, чтобы до них было труднее добраться.

Команда энтомологов во главе с Сюмпэем Фудзиэ (Shunpei Fujie) из Музея естественной истории в Осаке решила подробнее изучить необычные висячие коконы, которые периодически находят на островах Рюкю в южной части Японии. Эти структуры напоминают коллективные постройки наездников-браконид из рода Meteorus — однако их звездообразная форма не соответствует ни одному известному виду этих насекомых.

Исследователи собирали загадочные коконы и предполагаемых хозяев их владельцев на островах Окинава и Амамиосима, переносили в лабораторию и дожидались появления имаго. Так им удалось выяснить, что необычные конструкции действительно принадлежат новому виду наездников из рода Meteorus, который хорошо отличается от родственников с точки зрения генетики и строения тела. Он получил название Meteorus stellatus. Видовое имя в переводе с латыни означает «звездчатый» и указывает на уникальную форму коконов. Как и другие представители рода, M. stellatus — очень мелкое насекомое с длиной тела 2.9-3,9 миллиметра. Окрашены эти наездники в скромные буровато-желтые тона.

Фудзиэ с соавторами установили, что M. stellatus паразитируют на гусеницах двух видов бражников-языканов: Macroglossum passalus и Macroglossum pyrrhosticta (при этом личинки наездников сами иногда становятся жертвами сверхпаразитоидных ос из родов Tetrastichus, Eurytoma и Aphanogmus). Гусеницы этих бабочек чаще всего встречаются на лесных опушках, вдоль дорог, в садах и парках, так что, скорее всего, здесь же держатся и имаго M. stellatus.

Средний размер коллективных коконов M. stellatus, изученных авторами, составил 7–14 миллиметров в ширину и 9–23 миллиметров в длину. Каждый из них состоял как минимум из двенадцати индивидуальных коконов (в некоторых случаях их было более ста, а в одном — даже около 200). Длина троса, на которую личинки подвешивали коллективный кокон, колебалась от двенадцати сантиметров до метра (это не рекорд: у близкого вида M. townsendi длина такого троса составляет около трех метров). При этом, поскольку каждый трос состоит из множества отдельных шелковых нитей, он напоминает веревку и отличается довольно высокой прочностью.

Исследователям удалось написать, как именно юные наездники строят необычные коконы. Прямо у них на глазах около ста личинок прогрызли тело гусеницы, сидевшей на стебле растения, и выбрались из него. Оказавшись снаружи, личинки сразу начали выделять шелковые нити и подвешиваться на них, раскачиваясь подобно маятнику. Кроме того, они постепенно собирались группами и переплетали свои нити с нитями сородичей. В результате образовались три скопления личинок, подвешенные на длинных нитях. Примерно через 70 минут после выхода из гусеницы к ним присоединились все личинки.

Сначала форма этих скоплений была неправильной, однако через некоторое время стала сферической. После этого личинки начали сплетать индивидуальные коконы и шелковые стенки коллективного кокона. Примерно через два часа после того, как личинки покинули гусеницу, они построили три кокона характерной звездообразной формы, подвешенные на длинных тросах. В течение нескольких дней эти структуры потемнели — а разнополые имаго (68 самок и 23 самца) появились спустя восемь дней после окукливания. Они выходили из каждого группового кокона одновременно, вскрыв его верхушку челюстями. Если вас беспокоит судьба гусеницы, то она умерла на следующий день после того, как из нее выбрались личинки.

Фудзиэ и его коллеги отмечают, что строительство коллективных коконов требует от личинок наездников значительных способностей к кооперации. Судя по всему, эти структуры обеспечивают наездникам защиту от муравьев, которые с трудом находят добычу, подвешенную на нити. Кроме того, личинки из центральной части кокона получают дополнительную защиту от паразитоидов.

Ранее мы рассказывали о том, как японские ученые открыли новый вид наездников-браконид, который паразитирует на водяных гусеницах. Чтобы отложить яйцо в тело жертвы, этим насекомым пришлось научиться нырять. Новый наездник получил научное имя Microgaster godzilla — в честь Годзиллы.

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов