Китайский марсоход передал данные на Землю через европейский зонд

Китайский марсоход «Чжужун» и европейский орбитальный зонд «Марс-Экспресс» провели пять экспериментальных сеансов связи, в ходе которых зонд, работая как ретранслятор, передал на Землю все данные, собранные марсоходом. Таким образом у ровера появился дополнительный канал связи с Землей помимо основного канала, где ретранслятором выступает «Тяньвэнь-1», сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Чтобы марсоходы или автоматические станции могли оперативно обмениваться с наземными центрами управления техническими и научными данными, им необходимо наличие на околомарсианской орбите спутника-ретранслятора, который обладает более мощными передатчиками. В настоящее время функции ретранслятора выполняют несколько орбитальных аппаратов — зонды NASA Mars Reconnaissance Orbiter и «Марс Одиссей», европейский зонд «Марс-Экспресс», аппарат TGO европейско-российской программы «ЭкзоМарс-2016», а также китайский аппарат «Тяньвэнь-1».

В начале ноября «Тяньвэнь-1» совершил переход с 8,2-часовой орбиты вокруг Марса (где он работал как ретранслятор для первого китайского марсохода «Чжужун») на 7,09-часовую орбиту, где займется научными наблюдениями и картографированием поверхности Красной планеты. В связи с этим CNSA и ESA в октябре 2021 года договорились о проведении серии экспериментальных сеансов передачи данных на Землю от марсохода, где в роли ретранслятора выступал «Марс-Экспресс», что обеспечило бы для марсохода дополнительный канал связи.

Обычно вначале орбитальный аппарат передает на ровер или станцию приветственный сигнал, на который второй аппарат должен ответить — лишь после этого будет установлена связь. Поскольку «Марс-Экспресс» передает сигнал приветствия на частотах, отличных от тех, которые использует для приема данных китайский марсоход, двусторонняя связь невозможна. Однако «Чжужун» способен передавать данные на рабочей частоте «Марс-Экспресса». Таким образом связь возможна в «слепом» режиме, когда один из аппаратов не обладает подтверждением того, что другой аппарат получил данные.

В ноябре аппараты провели пять успешных сеансов связи, последний из которых состоялся 20 ноября. «Марс-Экспресс» смог передать на Землю весь объем данных, присланных «Чжужуном», которые затем были переданы из европейского центра ESOC в Пекинский аэрокосмический центр управления полетами. Ожидается, что в дальнейшем будут проведены еще несколько сеансов связи между аппаратами.

Ранее мы рассказывали про результаты проекта MarCO, в рамках которого были запущены первые в истории межпланетные спутники-кубсаты для попытки построения межпланетной системы связи.

«Чандраян-3» прыгнул и перешел в спящий режим