Извержения вулканов подтолкнули предков пуэбло к оседлости

Американские археологи исследовали влияние извержений вулканов 536 и 541 годов на предков индейцев пуэбло, населявших плато Колорадо. По их мнению, похолодание и последовавшая за ним 14-летняя засуха вынудили большинство жителей покинуть регион и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Затем 40-летний благоприятный для сельского хозяйства период привел к быстрой неолитизации — население стало оседло жить в крупных поселках и сменило хозяйственный уклад. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.

Череда извержений вулканов, начавшаяся в 536 году нашей эры, привела к одному из самых тяжелых периодов в истории человечества. Об этом стало известно после анализа ледяных кернов из Гренландии, Антарктиды и Швейцарии. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что на протяжении целого года солнце светило как луна. Извержения привели к самому холодному десятилетию за последние тысячелетия. Во многих регионах пропали посевы, что привело к голоду. Вместе с разразившейся пандемией бубонной чумы эти события привели к вековому экономическому упадку всей Европы.

Однако о влиянии этих событий на население Северной Америки известно гораздо меньше. На Западе США на этот период приходится смена археологической культуры поздней эры корзинщиков II (около 50–500 годов нашей эры) на эру корзинщиков III (около 500–750 годов нашей эры), связанных с предками современных индейцев пуэбло. В это время появляются глубокие дома-колодцы, начинается производство черно-белой керамики. Лук и стрелы становятся основным оружием, развивается культивация кукурузы и появляются бобовые. Кроме того, в это время была одомашнена индейка.

Американские археологи при участии Грегсона Шахнера (Gregson Schachner) из Калифорнийского университета исследовали влияние извержений вулканов 536 и 541 годов нашей эры на индейцев эры корзинщиков, населявших засушливые горные районы западной части Северной Америки. Ученые отметили, что после 580 года нашей эры на юго-западе США произошла быстрая трансформация общества, в том числе, возникли крупные поселения и выросло социальное неравенство, то есть шел процесс неолитизации.

Археологи сообщили, что земледелие на высокогорном засушливом плато Колорадо — достаточно рискованное занятие. Большинство местных жителей рассчитывало на дождь, выращивая кукурузу, так как иных подходящих для орошения источников воды было крайне мало. Следовательно, земледельцы зависели от колебания осадков. Ученые утверждают, что редкие, но серьезные похолодания негативно повлияли на местные общины из-за сокращения вегетационного периода.

Исследователи отметили, что извержения вулканов 536 и 541 годов нашей эры привели к самому холодному десятилетию в Северном полушарии за последние 2500 лет. Климатические изменения этого периода заметны по древесным кольцам по всей западной части Северной Америки. Ученые сообщили, что самые низкие температуры наблюдались в 536–553 годах, после чего последовала 14-летняя засуха. Лишь спустя 30 лет, то есть через одно поколение, на плато Колорадо на четыре десятилетия установились самые подходящие условия для земледелия за всю историю (584–625 года).

Дендрохронология показала, что в период похолодания и засухи резко сократилось количество вырубок деревьев, что свидетельствует, по мнению ученых, о снижении темпов строительства жилья и уменьшении количества населения. Сопоставление этих результатов с радиоуглеродными датировками, подтверждает, что древесина активно использовалась в конце V — начале VI века, после чего последовало резкое снижение. Устойчивый рост наблюдался в конце VI — начале VII веков. После климатических пертурбаций в регионе появляется археологическая культура эры корзинщиков III.

По мнению исследователей, извержения вулканов нарушили социальное устройство населения плато Колорадо, которое до этого жило небольшими родовыми группами. Резкие климатические изменения сначала заставили индейцев покинуть этот регион и быстро адаптироваться. После установления благоприятных условий для земледелия они вновь вернулись на плато и быстро освоили неолитический хозяйственный уклад.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях индейцев пуэбло. Так, ученые установили, что коренные американцы невольно увеличили разнообразие растений в Юте, а также топили лед для выживания во время засух.

На западе Германии обнаружили вооруженного до зубов франкского воина