Астрономы отыскали гигантское газовое перо в Млечном Пути

Астрономы открыли новый элемент крупномасштабной структуры Млечного Пути, который представляет собой гигантское нитевидное облако из молекулярного газа. Оно получило название «волна Ганготри» и может быть пером, выходящим из спирального рукава, или перемычкой между двумя спиральными рукавами. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Понимание крупномасштабной спиральной структуры Млечного Пути остается сложной задачей для ученых, так как Солнечная система находится внутри нашей галактики. Большинство моделей Млечного Пути предполагают наличие у него центральной перемычки (бара), четырех основных крупных спиральных рукавов и ряда дополнительных образований, таких как отроги (или шпоры), ветви и перья. Наибольший прогресс в исследованиях сложной морфологии крупномасштабных газовых структур в нашей галактике стал заметен в ходе проведения детальных обзоров неба в инфракрасном и миллиметровом диапазонах длин волн.

Группа астрономов во главе с Вадаматтом Шаджи Виной (Vadamattom Shaji Veena) из Кельнского университета сообщила об обнаружении нового элемента структуры Млечного Пути, получившей обозначение «Волна Ганготри» — в честь истока реки Ганг в Индии. Открытие было сделано в ходе анализа данных наблюдений за межзвездной средой Млечного Пути в линиях угарного газа в рамках обзоров неба SEDIGISM (Structure, Excitation, and Dynamics of the Inner Galactic Interstellar Medium), ThrUMMS (Three-mm Ultimate Mopra Milky Way Survey) и SGPS (Southern Galactic Plane Survey).

Волна Ганготри представляет собой гигантский филамент из молекулярного газа, берущий свое начало в спиральном рукаве Наугольника и направленный в сторону центра галактики. По своей морфологии облако похоже на синусоидальную волну. Расстояние до этой структуры колеблется от 4,5 до 7 килопарсек. Пространственная протяженность нитевидного облака оценивается не менее чем в 2,4 килопарсека, а средняя ширина — менее 50 парсек. Общая масса газа, заключенная в филаменте, составляет около 8,6 миллиона масс Солнца, вдоль него наблюдаются области HII и инфракрасные пузыри, что говорит об активных процессах звездообразования.

Ученые считают, что Волну Ганготри можно отнести либо к структуре типа «перо», представляющей собой ответвление от основного спирального рукава галактики, либо к отрогу (короткой перемычки), соединяющей два рукава галактики — Наугольника и Ближний Трехпарсековый.

Ранее мы рассказывали о том, как Северный Полярный Шпур стал частью Местного Пузыря, а изгиб Млечного Пути оказался непостоянным по времени.

Астрономы впервые увидели образование зародышей планет за счет гравитационной нестабильности