Северный Полярный Шпур стал частью Местного Пузыря

Астрономы выяснили, что Северный Полярный Шпур, наблюдаемый в северной части Млечного Пути, связан не с центром Млечного Пути или пузырями Ферми, а с группой молодых массивных звезд. К такому выводу ученые пришли, переопределив расстояние до различных частей Шпура. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Северный Полярный Шпур представляет собой крупную структуру, наблюдаемую в мягком рентгеновском и радиодиапазонах электромагнитного спектра в северном небе. Она обладает изогнутой формой и простирается от плоскости Млечного Пути (в районе созвездия Стрельца) до широты 80 градусов и долготы 20 градусов. Длина Шпура оценивается от нескольких сотен до тысяч световых лет, а излучение от него характеризуется сильной поляризацией. Существует целый ряд теорий о его природе, в частности Шпур может быть частью остатка сверхновой, однако существуют данные о том, что он связан с пузырями Ферми. Получение ограничений на расстояние до Шпура может не только помочь понять его природу, но и разобраться в происхождении других ярких изогнутых структур, таких как пузыри, петли или оттоки газа из ядер других галактик.

Группа астрономов во главе с Кауставом Дасом (Kaustav K. Das) из Индийского института технологий решила попробовать определить с большой точностью расстояние до Северного Полярного Шпура. Для этой цели ученые проанализировали астрометрические и фотометрические данные обзоров Pan-STARRS1, 2MASS и космического телескопа Gaia, а также провели моделирования на основе данных обзора HI4PI (HI 4-PI Survey) и телескопа XMM-Newton.

Ученые выяснили, что области Северного Полярного Шпура на галактических широтах более 26 градусов находятся в пределах 456 световых лет от Солнца, а области Шпура на галактических широтах менее 11° находятся в пределах 2283 световых лет от Солнца. Это позволило сделать вывод, что Шпур не связан с центром Млечного Пути или пузырями Ферми, однако связан с ассоциацией Скорпиона — Центавра, содержащей массивные молодые звезды. Таким образом, Шпур может быть связан с процессами звездообразования в Местном пузыре, а дальнейшие наблюдения должны окончательно подтвердить его природу.

Ранее мы рассказывали о том, как уточнение расстояния до черной дыры в системе Лебедя Х-1 привело к ее «утяжелению».

TESS обнаружил рекордно плотный нептун в «пустыне нептунов»