В Турции нашли железную лицевую маску от древнеримского шлема

Турецкие археологи нашли личину кавалерийского шлема эпохи Римской империи на раскопках города Адрианополь в Пафлагонии. Находка может свидетельствовать о размещении на западном побережье Черного моря римского гарнизона. Сообщение опубликовано на сайте турецкого информационного агентства Ihlas Haber Ajansi.

Адрианополь в Пафлагонии у современного города Эскипазар был основан примерно в I веке до нашей эры. Он известен в источниках гораздо меньше, чем его «тезка» во Фракии (около Эдирне). Оба были названы в честь римского императора Адриана во II веке.

Раскопки под Эскипазаром начались в 2003 году. На площади в 12 квадратных километров археологи открыли термы, театр, святилища, некрополь с каменными гробницами и жилые дома с хорошо сохранившимися мозаичными полами. За последнюю особенность Адрианополь в Пафлагонии получил у журналистов прозвище «Черноморская Зевгма» — в честь античного города на юге Турции, знаменитого своими римскими мозаиками.

Шлемы с маской в виде человеческого лица находили на территории всей Римской империи и даже за ее пределами. Часто (но не исключительно) их обнаруживали в близости к местам древнеримских военных поселений, где присутствовала кавалерия, или в погребениях с другим снаряжением военных конников. Известны также описания в письменных источниках (например, в трактате о военном деле «Тактика» древнегреческого историка Флавия Арриана) и изображения на ряде памятников. Несмотря на количество находок, относящихся к I–III векам, их предназначение все еще не считается окончательно ясным.

Самая распространенная гипотеза, имеющая подтверждение в источниках, предполагает, что шлемы с личинами использовали в конных состязаниях — hippika gymnasia. Возможно, их могли использовать и на поле боя, и не только кавалеристы, но и знаменосцы.

Фрагмент личины железного шлема из Адрианополя найден во время исследования руин квадратного в плане здания, предназначение которого археологи пока затрудняются определить. Предположительно, оно относится к III веку и, на основании контекста находок (в том числе личины шлема) и его мощных стен, могло использоваться военными.

Ранее было неизвестно о присутствии римской армии в этом регионе. Если гипотеза найдет дальнейшие подтверждения, то, по мнению руководителя раскопок доцента кафедры археологии Карабукского университета Эрсина Челикбаша (Ersin Çelikbaş), можно будет говорить, что в Адрианополе в Пафлагонии стоял римский гарнизон.

Ранее в Адрианополе с помощью георадара были открыты руины одной из самых ранних — середины V века — церквей в Анатолии, а в скальных гробницах некрополя III века археологи нашли железное кольцо с агатовой геммой с изображением Пана и вотивную плиту, возможно, посвященную Деметре.

Кстати, какие маски были в античности и от чего они защищали, можно узнать в нашем материале «Апотропеи, персоны, горгонейоны».

Юлли Улетова