В Турции нашли железную лицевую маску от древнеримского шлема

Турецкие археологи нашли личину кавалерийского шлема эпохи Римской империи на раскопках города Адрианополь в Пафлагонии. Находка может свидетельствовать о размещении на западном побережье Черного моря римского гарнизона. Сообщение опубликовано на сайте турецкого информационного агентства Ihlas Haber Ajansi.

Адрианополь в Пафлагонии у современного города Эскипазар был основан примерно в I веке до нашей эры. Он известен в источниках гораздо меньше, чем его «тезка» во Фракии (около Эдирне). Оба были названы в честь римского императора Адриана во II веке.

Раскопки под Эскипазаром начались в 2003 году. На площади в 12 квадратных километров археологи открыли термы, театр, святилища, некрополь с каменными гробницами и жилые дома с хорошо сохранившимися мозаичными полами. За последнюю особенность Адрианополь в Пафлагонии получил у журналистов прозвище «Черноморская Зевгма» — в честь античного города на юге Турции, знаменитого своими римскими мозаиками.

Шлемы с маской в виде человеческого лица находили на территории всей Римской империи и даже за ее пределами. Часто (но не исключительно) их обнаруживали в близости к местам древнеримских военных поселений, где присутствовала кавалерия, или в погребениях с другим снаряжением военных конников. Известны также описания в письменных источниках (например, в трактате о военном деле «Тактика» древнегреческого историка Флавия Арриана) и изображения на ряде памятников. Несмотря на количество находок, относящихся к I–III векам, их предназначение все еще не считается окончательно ясным.

Самая распространенная гипотеза, имеющая подтверждение в источниках, предполагает, что шлемы с личинами использовали в конных состязаниях — hippika gymnasia. Возможно, их могли использовать и на поле боя, и не только кавалеристы, но и знаменосцы.

Фрагмент личины железного шлема из Адрианополя найден во время исследования руин квадратного в плане здания, предназначение которого археологи пока затрудняются определить. Предположительно, оно относится к III веку и, на основании контекста находок (в том числе личины шлема) и его мощных стен, могло использоваться военными.

Ранее было неизвестно о присутствии римской армии в этом регионе. Если гипотеза найдет дальнейшие подтверждения, то, по мнению руководителя раскопок доцента кафедры археологии Карабукского университета Эрсина Челикбаша (Ersin Çelikbaş), можно будет говорить, что в Адрианополе в Пафлагонии стоял римский гарнизон.

Ранее в Адрианополе с помощью георадара были открыты руины одной из самых ранних — середины V века — церквей в Анатолии, а в скальных гробницах некрополя III века археологи нашли железное кольцо с агатовой геммой с изображением Пана и вотивную плиту, возможно, посвященную Деметре.

Кстати, какие маски были в античности и от чего они защищали, можно узнать в нашем материале «Апотропеи, персоны, горгонейоны».

Юлли Улетова

На Оркнейских островах нашли древнюю любительницу морской рыбы

Биоархеологи исследовали останки женщины, жившей около двух тысяч лет назад

Биоархеологи исследовали останки пожилой женщины, жившей около двух тысяч лет назад, которые нашли на Оркнейских островах. Оказалось, что на протяжении всей жизни существенную часть ее рациона составляла морская рыба. Это нетипично для жителей Британских островов железного века. Об этом сообщается в пресс-релизе Йоркского университета.