Турецкие археологи обнаружили хеттскую княжескую печать и клинописную табличку

Турецкие археологи в ходе раскопок древнего города Алалах обнаружили глиняную табличку с клинописью возрастом около 3400 лет, а также цилиндрическую печать ранее неизвестного хеттского князя возрастом около 3250 лет. Исследователи полагают, что эти находки позволят лучше узнать об управлении городом во времена, когда он находился под властью Митанни и Хеттского царства. О результатах раскопок сообщает издание Yeni Safak.

Древний город Алалах (Телль-Атчан) расположен на территории современной Юго-Восточной Турции. Его основали около 4000–4200 лет назад в период правления третьей династии Ура. В течение нескольких столетий Алалах оставался центром государства Мукиш, подчинялся Митанни, пока в начале XIV века до нашей эры его не разгромила армия Хеттского царства. Свое существование город прекратил около 1200 года до нашей эры во время коллапса бронзового века.

Впервые археологические раскопки на этом памятнике среднего и позднего бронзового века проводились еще в 1930–1940-х годах, однако после долгого перерыва ученые вернулись туда лишь в начале 2000-х годов. Археологи обнаружили здесь остатки дворцово-храмового комплекса, многочисленные погребения по разным обрядам — ингумации, кремации, в кувшинах. Самые богатые из них, расположенные внутри города, содержали ценный инвентарь — импортные и местные гончарные изделия, металлические украшения, статуэтки и каменные сосуды.

Турецкие археологи под руководством Мурата Акара (Murat Akar) из Университета Мустафы Кемаля рассказали о находках, сделанных в древнем городе Алалах, где раскопки продолжались последние шесть месяцев. Ученые выделили древнюю глиняную табличку, на которой содержится клинописный текст на аккадском языке. По словам Акара, этому артефакту порядка 3400 лет. Изучив его и цилиндрические печати, ученые смогут больше узнать о системе управления в регионе, когда он находился под властью Митанни.

Важной находкой, по мнению археологов, оказалась печать возрастом около 3250 лет. Этот предмет уже относится к времени, когда регион перешел под контроль хеттов. Акар отметил, что результаты исследований дают информацию об административной деятельности и архивных практиках, существовавших в древнем городе Алалах — столице королевства Мукиш в среднем и позднем бронзовом веке.

Оттиски на цилиндрических печатях указывают на то, что в регионе существовал правящий класс. На последней подобной находке содержится иероглифическая надпись на лувийском языке, раскрывающая имя хеттского князя. В других древних письменных источниках, касающихся Алалаха, он не упоминался. Само имя князя Акар не сообщил, отметив, что сейчас этот артефакт изучается ученым-хеттологом Хасаном Пекером (Hasan Peker) из Стамбульского университета.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках археологов, связанных с хеттами. Так, ученые из Турции и Италии обнаружили в ходе раскопок кургана Ушаклы древнейшую хеттскую мозаику, а при работах на памятнике Тель-Таинат нашли статую хеттской царицы или богини.

В Испании обнаружили древнейший в Западной Европе балтийский янтарь