Палеогенетики не нашли свидетельств миграции в древний ближневосточный центр Алалах

Ученые из Турции, Германии и США провели исследование человеческих останков из города Алалах, относящихся к 2000–1200 годам до нашей эры. Кости были извлечены из захоронений различного типа, что косвенно указывало на принадлежность людей к разным народам и культурам. Однако результаты анализов ДНК и исследований стабильных изотопов показали, что лишь одна женщина, обнаруженная на дне колодца, имела явно неместное происхождение. Статья опубликована в журнале PLOS One.

Древний город Алалах располагался на территории современного Тель-Атчана на юго-востоке Турции. Его основали около 2000 года до нашей эры в период правления третьей династии Ура. На протяжении нескольких веков Алалах оставался центром государства Мукиш, пока в начале XIV века до нашей эры его не разгромили хетты. По всей видимости, город окончательно прекратил свое существование, не пережив «бронзового коллапса» в XII веке до нашей эры.

В период своего расцвета Алалах активно упоминается в исторических источниках, что свидетельствует о его значимости для торговых связей с другими ближневосточными центрами, располагавшимися на территориях Сирии, Месопотамии, Египта и Анатолии. В ходе археологических раскопок на территории города нашли множество импортных предметов. Влияние иностранцев прослеживается в архитектуре, ремесле и искусстве.

Тара Ингман (Tara Ingman) из Университета Коч совместно с учеными из Германии, Турции и США исследовала мобильность людей, проживавших в городе Алалахе в эпоху среднего и позднего бронзового века (около 2000–1200 годов до нашей эры). Специалисты провели изотопный анализ эмали зубов (по стронцию — 53 образца, по кислороду — 77) и секвенировали ДНК из останков десяти человек, добавив в коллекцию к 27 ранее известным геномам. Ученые исходили из того, что древнее царство Мукиш характеризовалось обширными дипломатическими и межрегиональными отношениями, часто проявляя лояльность к более крупным политическим образованиям Ближнего Востока. Поэтому они предполагали, что существовала высокая вероятность большой миграции в Алалах.

Для Алалаха известны как внутригородские захоронения, так и за пределами крепостных стен. Кроме того, сам погребальный обряд весьма неоднороден. Большинство захоронений (n = 229) — одиночные, хотя встречаются двойные (n = 11) и коллективные (n = 31). Археологи обнаружили 2 цистовые могилы, 17 кувшинных погребений, а в 12 случаях — кремированные останки. Это поддерживало гипотезу, что в городе проживали представители разных культур и народов.

Исследование показало, что отобранные для анализов останки генетически крайне однородны, за исключением лишь одного образца. Это значит, что предки большинства жителей этого города происходят из региона Амук—Эблы. Такой результат хорошо согласуется с изотопными анализами, показавшими местную диету у большинства исследованных индивидов. Возможно, останки многих неместных жителей были перенесены родственниками для захоронения в родных поселениях или культовых центрах.

Останки единственного человека неместного происхождения, обнаруженного благодаря анализу ДНК, принадлежали женщине, предки которой, вероятно, прибыли из Ирана, Туркменистана, Узбекистана или Афганистана. Изотопный анализ показал, что она всю свою жизнь провела в Алалахе, но, несмотря на это, не получила надлежащего погребения. Ее останки находились на дне колодца, лицом вниз и с растопыренными конечностями. Это указывает на то, что ее туда просто сбросили.

Ранее на N + 1 рассказывали о других открытиях, относящихся к эпохам неолита и бронзы. Так, палеогенетики установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита, а рост насилия в эпоху бронзы вынудил женщин Анатолии взяться за оружие.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад