Американская компания Otto Aviation объявила о завершении первого этапа летных испытаний перспективного самолета Celera 500L. Этот летательный аппарат выполнен в форме пули, что значительно снижает аэродинамическое сопротивление по сравнению с классической конструкцией. За время испытаний Celera 500L выполнил 55 успешных полетов и провел в воздухе 51 час.
Otto Aviation официально представила Celera 500L прошлым летом. Он позиционируется как самолет для деловой и грузовой авиации и отличается эллипсоидной формой с крылом в центре. Сзади у Celera 500L расположены два воздухозаборника для двигателя, крестообразное хвостовое оперение, толкающий винт и 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03 со взлетной мощностью более 550 лошадиных сил.
Самолет будет летать на расстояния более 7,2 тысячи километров на скорости до 740 километров в час. При этом себестоимость полета составит 328 долларов в час, гораздо дешевле, чем обычно обходятся полеты деловой авиации. У летного образца иллюминаторы есть только в кабине пилотов и боковой двери, но в финальной версии они будут и в средней части фюзеляжа. Кроме деловой и грузовой версии у Celera 500L еще, возможно, будет беспилотная модификация.
Самолет впервые поднялся в небо в 2019 году. Otto Aviation планирует пройти к 2023 году сертификацию FAA, а к 2025 году наладить производство и начать поставлять самолеты покупателям.
Американская компания объявила о завершении первого этапа летных испытаний Celera 500L 17 ноября. Перспективный самолет в общей сложности провел в воздухе 51 час и выполнил 55 успешных полетов. Он развивал скорость до 402 километров в час и поднимался на высоту более 15 тысяч футов.
Во время испытательных полетов инженеры, в том числе, проверили устойчивость ламинарного обтекания фюзеляжа и крыла — один из факторов аэродинамического сопротивления. Полученные данные говорят, что разработка может продолжаться по намеченному графику. Следующим этапом самолет испытают на больших высотах и скоростях.
Конструкторы исследуют и другие альтернативные схемы улучшения характеристик легких самолетов за счет фюзеляжа. Ранее мы писали про британский гибридный самолет со смешанным крылом — при такой схеме подъемную силу создает не только крыло, но и уплощенный фюзеляж.
Василиса Чернявцева
А также протестировали сбор данных телеметрии
Американская компания Stratolaunch провела успешный тестовый сброс прототипа гиперзвукового планера Talon-A c крыла двухфюзеляжного самолета-носителя. В ходе полета также был отработан сбор телеметрических данных в преддверии первого гиперзвукового испытания. Калифорнийская компания Stratolaunch знаменита своим самолетом Scaled Composites Model 351, который также называют Stratolaunch Roc, в честь мифической птицы Рух. Самолет, совершивший первый полет в 2019 году, имеет два фюзеляжа и шесть двигателей. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Изначально предполагалось, что он выступит в качестве стартовой платформы для воздушного запуска орбитальных ракет Pegasus X, а также ракет собственной разработки компании Stratolaunch. Однако после смерти своего основателя Пола Аллена компания сменила концепцию, полностью отказавшись от орбитальных запусков и сконцентрировавшись на разработке исследовательского гиперзвукового планера. Проект планера названием Talon-A был впервые представлен в 2021 году. Его масса составляет 2,7 тонны. Длина равна 8,5 метрам, а размах крыла — 3,4 метрам. Ракетный двигатель в хвостовой части должен разгонять аппарат до шести Махов. Однако первый прототип с индексом TA-0 не имеет двигателя на борту и предназначен для испытаний крепления к самолету и тестовых сбросов с высоты. Первый полет Roc с прототипом TA-0, присоединенным к пилону под центральной секцией крыла, состоялся в октябре 2022 года. 13 мая 2023 года в ходе длившегося 4 часа 8 минут одиннадцатого полета Stratolaunch Roc впервые произвел тестовый сброс планера TA-0. Испытание прошло успешно и подтвердило возможность безопасного отделения гиперзвукового аппарата от воздушной стартовой платформы. Во время полета, проходившего над базой Ванденберг, также был протестирован сбор данных телеметрии перед предстоящим первым гиперзвуковым полетом. Теперь компания будет готовиться к первому испытательному гиперзвуковому полету второго прототипа с индексом TA-1, который планируется провести во второй половине лета 2023 года. Ранее мы рассказывали про успешные посадочные испытания прототипа возвращаемой крылатой ступени многоразовой индийской ракеты RLV-TD.