Британская компания Samad Aerospace приступил к сборке уменьшенного вдвое прототипа перспективного гибридного делового самолета Starling с вертикальными взлетом и посадкой. Как пишет Flightglobal, наземные испытания прототипа планируется начать уже в сентябре 2020 года. В общей сложности в настоящее время ведется сборка двух прототипов нового самолета.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой гибридных самолетов. В таких аппаратах будут устанавливаться газотурбинные силовые установки, приводящие электрогенераторы. От последних будут питаться уже электрические двигатели и заряжаться аккумуляторные батареи.
Разработчики полагают, что новые самолеты будут существенно экономичнее и экологичнее современных летательных аппаратов, в частности, за счет более дешевого обслуживания и меньшего потребления топлива. При этом такие летательные аппараты будут обладать существенно большей дальностью полета, чем у полностью электрических аппаратов.
Сборка прототипов гибридного делового самолета ведется в Крэнфилде. Летные испытания прототипа Starling планируется начать во второй половине сентября. На первом этапе самолет будет выполнять вертикальные взлет и посадку, а затем уже перейдет к испытаниям в горизонтальном полете.
Данные, полученные по итогам испытаний прототипов, будут использованы для завершения эскизного проекта гибридного самолета. Защита эскизного проекта запланирована на 2021 год, а технический проект должен быть готов в 2022 году.
Разработчики утверждают, что первый полет полноразмерного прототипа Starling состоится в 2023 году. Годом позже Samad Aerospace планирует завершить сертификацию самолета, а в 2025 году — начать поставки Starling заказчикам.
Деловой самолет Starling планируется выполнить по схеме «смешанное крыло». Она представляет собой разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло». В отличие от последнего в «смешанном крыле» фюзеляж четко выражен и за счет плавных корневых наплывов переходит в консоли крыла. При такой схеме подъемную силу создает не только крыло, но и уплощенный фюзеляж.
Перспективный британский летательный аппарат получит V-образное хвостовое оперение, между килями которого на поворотном подвесе разместится один из трех электровентиляторов. Еще два электровентилятора на поворотных подвесах будут установлены в задних частях правой и левой консолей крыла.
Кроме того, в нижней частей планера будут установлены еще два электровентилятора, которые будут включаться только при вертикальных взлете и посадке.
Starling будет рассчитан на перевозку до шести пассажиров на скорости до 481 километра в час на расстояние до 648 километров. Разработчики позиционируют Starling в качестве аэротакси, делового самолета, VIP-самолета и летательного аппарата для медицинских перевозок. Стоимость одного самолета составит 6,5 миллиона долларов.
В начале марта 2020 года Евросоюз дал старт программе разработки гибридного 50-местного пассажирского самолета для региональных перевозок, который может начать выполнять регулярные рейсы с 2035-2040 года. Первый этап проекта рассчитан на разработку технологий, которые могут быть использованы в перспективном самолете, а также на определение конфигураций летательного аппарата.
Василий Сычёв
Авиастроительный концерн Airbus вместе с компанией CFM International испытает водородный двигатель внутреннего сгорания на A380 — крупнейшем в мире серийном авиалайнере. На самолет установят четыре бака с жидким водородом, модифицированную турбовентиляторную установку GE Passport и систему распределения жидкого водорода. Летные испытания демонстратора начнутся в течение пяти лет.