Австралийский горнопромышленный магнат Эндрю Форест объявил, что намеревается первым в мире создать судно с двигательной системой, работающей почти полностью на аммиаке. Как сообщает New Atlas, он планирует в 2022 году закончить переоборудование 75-метрового судна, на котором сейчас стоят четыре дизель-электрических двигателя общей мощностью 6920 лошадиных сил.
Аммиак, как и водород, при сгорании не выделяет углекислый газ. Но он остается жидким при температуре минус 33 градуса по Цельсию, а жидкий водород, хотя удельная теплота сгорания у него выше, требует криогенных условий хранения.
Разработкой судов с двигателями на аммиаке сегодня занимаются несколько организаций. Например, финская компания Wartsila, производитель крупнейших двигателей внутреннего сгорания в мире, к 2023 году собирается создать судно с двигателем, работающим на смеси из 70 процентов аммиака и 30 процентов обычного судового дизтоплива.
Немецкая компания MAN Energy Solutions вместе с рядом других европейских предприятий и институтов тоже разрабатывает аммиачно-дизельный корабельный двигатель и планирует завершить его в 2024 году. А греческая Avin International уже построила танкер, готовый к работе на аммиаке. Правда, пока он использует обычное топливо.
Австралийский горнопромышленный магнат Эндрю Форест тоже решил создать судно с двигательной системой на аммиаке и сделать это раньше всех — в 2022 году. Его компания Fortescue Future Industries за год переделает 75-метровое судно снабжения MMA Leveque, на котором сейчас стоят четыре дизель-электрических двигателя общей мощностью 6920 лошадиных сил. В итоге оно должно работать «почти полностью» на аммиаке. Чтобы аммиак загорелся, может понадобиться другое топливо, возможно, не такое экологичное.
Ранее мы писали про первый в мире «зеленый» катер, оснащенный электродвигателями, солнечными панелями и водородными топливными элементами. В 2017 году он отправился в шестилетнее кругосветное плавание.
Василиса Чернявцева
Достроят его в конце 2025 года
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». О спуске на воду сообщил телеграм-канал Балтийского завода. Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) разрабатывает конструкторское бюро «Айсберг». Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. «Арктика» и ее «одноклассники» работали в океане, а «Таймыр» и однотипный с ним «Вайгач» благодаря малой осадке могли заходить в реки, где они встречали караваны судов для проводки по Северному морскому пути. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Первое судно проекта 22220 — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь», в 2019 году спустили на воду «Урал», а 2020 году «Арктику» официально включили в состав флота. «Якутия» была заложена на Балтийском заводе в конце мая 2020 года, спущена на воду 22 ноября 2022 года, а строительство планируется закончить в декабре 2025 года. Предполагаемый срок службы ледокола — 40 лет. На том же Балтийском заводе в 2018 году была построена плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой — до 150 мегаватт. Сейчас она обеспечивает теплом и электроэнергией Чукотку.