Потерю обоняния при ковиде объяснили повреждением поддерживающих клеток

Бельгийские и немецкие биологи не нашли следов проникновения коронавируса SARS-CoV-2 в обонятельные сенсорные нейроны, но при этом обнаружили его в поддерживающих клетках, которые нейроны окружают. В работе, опубликованной в Cell, ученые предполагают, что обоняние при ковиде исчезает из-за дисфункции поддерживающих клеток, а не из-за повреждения нейронов. По мнению авторов работы, коронавирус не инфицирует клетки головного мозга.

У некоторых людей при заражении ковидом запахи и вкусы исчезают совсем или меняются до неузнаваемости. Считается, что это происходит из-за поражения обонятельных луковиц, и в этом случае болезнь может угрожать нейронам мозга: по одной из гипотез коронавирус проникает в мозг именно по обонятельным луковицам.

Теоретически коронавирусы могут поражать нервные клетки напрямую, так как на них находятся рецепторы ACE2 (АПФ2), которые вирус использует для проникновения в клетку. Несмотря на это, поставить точку в спорах о нейротропности вируса ученым до сих пор не удалось. Американские исследователи нашли вирус в нейронах коры головного мозга умерших от ковида пациентов, а также смогли заразить коронавирусом нейроны мышей in vivo. Тем не менее, у исследования было серьезное ограничение: в нем изучили мозг всего трех пациентов, то есть выборка была очень маленькой.

Бельгийские и немецкие биологи под руководством Лауры Ван Гервен (Laura Van Gerven) из Левенского католического университета продолжили исследования коллег, но сосредоточились на нейронах обонятельных луковиц. Они включили в исследование 68 пациентов, умерших от ковида. Сразу же после смерти у них провели биопсию эпителия носа, а также обонятельных луковиц. В клетках искали РНК коронавируса методами гибридизации РНК и иммуногистохимии.

Коронавирус обнаружили в образцах 30 пациентов (44 процента всех больных). При этом в большинстве случаев (90 процентов) вирус поражал клетки ресничного эпителия, а в 20 процентах случаев — поддерживающие клетки обонятельного эпителия. При этом следов поражения обонятельных сенсорных нейронов ученые не нашли.

Авторы работы заключают, что коронавирус, скорее всего, не является нейротропным вирусом, а потерю обоняния можно объяснить временной дисфункцией поддерживающих клеток.

Коллеги ученых назвали выводы авторов исследования слишком смелыми и также обратили внимание на то, что работа не показывает, правда ли нейроны, находящиеся рядом с инфицированными поддерживающими клетками, отличаются от нейронов других областей.

Если коронавирус действительно не поражает клетки мозга, то возможно нервную систему повреждают антитела. Американские врачи нашли у больных ковидом антитела к АПФ2 — мембранному белку, который служит «входными воротами» для коронавируса.

СДВГ назвали причинным фактором тяжелых психических расстройств и суицида