NASA официально перенесло дату первой высадки людей на Луну в рамках программы «Артемида» — теперь это случится не ранее 2025 года. К такому решению привели суд с компанией Blue Origin, проблемы с финансированием программы и задержки с изготовлением лунных скафандров, сообщает SpaceNews.
«Артемида» стартовала в 2019 году, помимо NASA в ней участвуют Европейское космическое агентство (ESA) и агентства других стран, таких как Канада, Великобритания, Япония, ОАЭ, Бразилия и Австралия. Задачами программы стало возвращение людей на поверхность Луны (последняя высадка состоялась в 1972 году), создание окололунной орбитальной станции Deep Space Gateway и базы на поверхности, а также проведение различных научных исследований, например доставка на Землю образцов лунного льда.
Ранее ожидалось, что полет по программе «Артемида-3», в ходе которой астронавты достигнут поверхности Луны, будет осуществлен в 2024 году. Однако 9 ноября 2021 года директор NASA Билл Нельсон объявил, что полет будет отложен до, как минимум, 2025 года. Основной причиной такого решения Нельсон назвал судебные разбирательства с компанией Blue Origin по делу о контракте на разработку лунной посадочной системы HLS (Human Landing System). Это привело к остановке работ по системе, которые ведет компания SpaceX, на почти семь месяцев.
Суд с Blue Origin является основной, но не единственной причиной переноса сроков «Артемиды-3» — у агентства есть проблемы с созданием скафандров для работы на Луне, а также проблемы с бюджетом, выделенным на HLS. Полет по программе «Артемида-2», в рамках которого астронавты впервые облетят Луну на корабле «Орион», также перенесен с 2023 на май 2024 года, а его стоимость выросла до 9,3 миллиардов долларов. Первый беспилотный полет «Ориона» по программе «Артемида-1» намечен на 12 февраля 2022 года.
Сдвиги дат первых трех полетов «Артемиды» не повлияют на расписание более поздних полетов, которые включают в себя строительство Deep Space Gateway и полноценную работу астронавтов на поверхности Луны, которая начнется во второй половине 2020-х годов.
«Роскосмос» в «Артемиде» не участвует — корпорация планирует реализовать проект станции на поверхности Луны вместе с Китаем. Подробнее об этом читайте в материале «Деревня луноходов».
Александр Войтюк
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.