Археологи обнаружили при раскопках древнего Гелиополя на территории Каира фрагменты храма, построенного в первой половине IV века до нашей эры при фараоне Нектанебе I – основателе последней, ΧΧΧ египетской династии. Базальтовые плиты, на которых хорошо сохранились вырезанные иероглифические надписи и изображения, были частью северного и западного фасадов храма, сообщает Министерство туризма и древностей Египта на своей странице в фейсбуке. Найдены также остатки сооружений времен XIX, XXII и XXVI династий, в том числе фрагмент статуи царя Сети ΙΙ.
Гелиополь – греческое название одного из древнейших городов Египта Иуну («Твердыня»). Он возвысился как центр солнечного культа еще в додинастическое время и сохранял свое значение более трех тысячелетий, пока не стал приходить в упадок при поздних правителях эллинистического периода в I веке до нашей эры. Географ и историк Страбон, путешествовавший по Египту в эпоху императора Августа, застал Гелиополь в запустении: жители покинули город, а украшавшие древние святилища обелиски вывозили из него. До настоящего времени в Гелиополе уцелел лишь старейший обелиск, воздвигнутый фараоном XII династии Сенусертом I в XX веке до нашей эры. В средние века Гелиополь использовался в качестве каменоломни. Постепенно его развалины скрывались под илистыми нильскими отложениями и частично оказались застроены сооружениями растущего Каира. В настоящее время руины города лежат в пределах северо-восточных районов египетской столицы Эль-Матария и Айн-Шамс. Лишь во второй половине XX века территория, которую занимал Гелиополь, была защищена от дальнейшей застройки, и археологи смогли вести здесь систематические исследования.
В Гелиополе найдены памятники строительной деятельности фараонов Древнего царства – фрагменты барельефов Джосера (XXVII век до нашей эры) и обломок обелиска с именем царя Тети (XXIV век до нашей эры), – а также жреческий некрополь. Этим же периодом датируются находки форм для выпечки хлеба и кувшинов для пива. В эпоху Среднего царства главным святилищем города стал храм, построенный предположительно при Сенусерте I и посвященный Атуму – одному из древнейших солярных божеств-демиургов. От него остался только обелиск, однако геофизические исследования показали, что храмовый комплекс был огромен: длина его ограды составляла почти километр, а ширина – свыше 500 метров.
Наибольшее количество памятников сохранилось от построек фараонов Нового царства (Тутмоса III и Рамессидов), а также Третьего переходного и Позднего периодов (Пианхи, Псамметиха II и других). Тутмос III (1479–1425 годы до нашей эры) воздвиг здесь храм, от которого уцелели остатки стен и обелиски, вошедшие в историю как «иглы Клеопатры». Один из этих монументов ныне находится в Лондоне, другой – в Нью-Йорке. В период амарнской религиозной реформы в городе сооружались храмы Атона и продолжал действовать культ Мневиса – священного быка, почитавшегося как воплощение солнечного божества. Многие памятники Гелиополя, включая вывезенные в Рим и Флоренцию обелиски, датируются временем правления Рамсеса II (1279–1213 годы до нашей эры). Восьмиметровый колосс, фрагмент которого был найден в 2017 году, первоначально также приписали этому фараону, но вскоре ученые выяснили, что статуя моложе на семь столетий: она изображает царя Псамметиха I, правившего в VII веке до нашей эры.
К концу Позднего периода принадлежат руины храма, построенного при Нектанебе I (380–362 годы до нашей эры), основателе ΧΧΧ династии, которая стала последним египетским царским домом. Его история завершилась в 342 году до нашей эры, когда страна была повторно захвачена персидскими войсками, а спустя 10 лет Египет вошел в состав державы Александра Македонского. Нектанеб I успешно противостоял натиску персов, сумел обеспечить Египту хозяйственный и культурный подъем, занимался храмовым строительством в своей столице Себенните, в Мемфисе и в других местах. Не обошел он своим вниманием и древний гелиопольский сакральный центр. В 2015 году здесь раскопали восточную часть сооруженного им святилища, обнаружив каменные плиты с рельефами, статуэтки богини Бастет и остатки мастерской. Надписи на плитах посвящены главным образом владыке города – Атуму, но упоминают также богиню Хатхор, одной из ипостасей которой считалась Бастет, покровительница плодородия, любви, веселья. С культом Бастет было связано почитание кошек.
В текущем сезоне 2021 года египетские и немецкие археологи, ведущие совместные исследования в каирском районе Эль-Матария под руководством Аймана Ашмави (Ayman Ashmawy) из Высшего совета по делам древностей и Дитриха Рауэ (Dietrich Raue) из Лейпцигского университета, расчистили северный и западный участки храма Нектанеба I. Ученые нашли плиты из базальта, аналогичные тем, что были найдены ранее в восточной части постройки. Надписи на них упоминают 13-й и 14-й годы правления царя, то есть храм был построен, по-видимому, незадолго до его смерти, не ранее 366 года до нашей эры. Он стоял почти в центре священного города, который миссия изучает в рамках долгосрочного проекта «Гелиополь».
Иероглифические тексты и рельефы с углубленным контуром на базальтовых плитах, украшавшие храмовые фасады, содержат отрывки из так называемой «географической процессии» – перечня областей (номов) Нижнего Египта. Для каждого нома указывалось название, имена божеств-покровителей, важнейшие культовые места. Это текстовое описание сопровождалось изображением бога нильских разливов и плодородия Хапи, сидящего на коленях и держащего на ладонях тронное имя Нектанеба I – Хеперкара. Доктор Ашмави рассказал, что отделка некоторых плит осталась незавершенной. Очевидно, после кончины фараона его преемники Джедхор (Тахос) и Нектанеб II не стали заканчивать строительство святилища.
Руководитель немецкой стороны проекта доктор Рауэ сообщил о находках, относящихся к другим эпохам. Небольшая доля этой разрозненной коллекции предположительно восходит к Среднему царству. От Нового царства дошли такие предметы, как стол для жертвенных даров времен Тутмоса III, капитель колонны с именем Рамсеса II и фрагмент скульптурного портрета его внука Сети II (1204–1198 годы до нашей эры). Временем ранних Рамессидов датируется и обломок яшмового антропоморфного изображения, которое было частью рельефа. Его инкрустированный глаз оказался утрачен. Часть находок принадлежит сыну Рамсеса II – фараону Мернептаху.
От эпохи кризиса, смут и ослабления страны после крушения Нового царства, известной как Третий переходный период, также сохранилось несколько предметов. Это основание статуи и осколки обелиска из кварцита, установленного царем XXII (Ливийской) династии Осорконом I (925–890 годы до нашей эры). Обнаружены и памятники Позднего периода, оставшиеся от фараонов XXVI династии Псамметиха II и его преемника Априя (VI век до нашей эры). Эти находки были сделаны к западу от раскопанного храма.
Еще одна группа артефактов – глиняные формы для изготовления фаянсовых фигурок-ушебти и известняковый рельеф с изображением всадника – могут относиться ко времени еще более позднему, чем святилище Нектанеба I. Как полагает Рауэ, их обнаружение говорит о том, что местные мастерские продолжали работать даже после того как в городе уже прекратилось строительство, и он приближался к закату своей многовековой истории. К началу эпохи римского владычества храмы Гелиополя оказались заброшены, и ремесленники также покинули его.
Ранее N + 1 рассказывал о том, как археологи впервые обнаружили в Египте эллинистический гимнасий, раскопали в Карнакском храмовом комплексе головы криосфинксов и повторно нашли утерянную гробницу царского казначея Рамсеса II.