Самки морских коньков охладели к партнерам за четыре дня разлуки

Морские коньки — строгие моногамы, однако всего за несколько дней разлуки связь между партнерами рвется. К такому выводу пришли китайские ихтиологи в ходе экспериментов. Когда живущим в неволе самкам предлагали выбор между двумя их бывшими самцами и самцами-незнакомцами, они не демонстрировали явных предпочтений. Авторы предполагают, что самки морских коньков помнят предыдущих партнеров — но из-за разлуки уже не испытывают к ним привязанности. Результаты исследований опубликованы в статье для журнала Journal of Fish Biology.

Рыб трудно заподозрить в способности к глубоким чувствам. Тем не менее, представители некоторых семейств, в частности, игловых (Syngnathidae), бычковых (Gobiidae) и рыб-бабочек (Chaetodontidae), относятся к моногамам. Самцы и самки у таких видов формируют крепкие связи, которые могут существовать в течение нескольких сезонов размножения. Например, у ряда видов морских коньков (Hippocampus) партнеры годами держатся вместе и ежедневно участвуют в приветственных ритуалах, во время которых приобретают более яркую окраску и плавают параллельно друг другу.

Команда ихтиологов, которую возглавил Дун Чжан (Dong Zhang) из министерства сельского хозяйства Китая, решила выяснить, как морские коньки переживают временную разлуку с партнерами. В центре их внимания оказались коньки H. erectus, которые обитают на западе Атлантического океана. Предыдущие исследования подтвердили, что эти рыбы практикуют моногамные отношения и хранят супружескую верность. Например, когда ученые подсаживали в аквариум к сформировавшейся паре еще одного самца, самка никогда не бросала своего партнера ради новичка.

В ходе нового исследования Чжан и его коллеги объединяли выращенных в неволе морских коньков в 24 пары, каждую из которых размещали в отдельной емкости. Пары разделяли на две равные группы. Через восемь дней после оплодотворения икры, которое у этих рыб происходит в выводковой сумке самца, партнеров в первых двенадцати парах разлучали. Самку оставляли в той же емкости, а самца (первого партнера) пересаживали в другую. При этом видеть друг друга они больше не могли. Затем к каждой самке подсаживали нового самца, который еще не участвовал в размножении (второго партнера). Через восемь дней после оплодотворения его перемещали в ту же емкость, где уже находился первый партнер самки.

Пары с тринадцатую по двадцать четвертую также разлучали на восьмой день после оплодотворения. Однако новых самцов к самкам не подсаживали, а каждого самца пересаживали в емкость, где уже находились первый и второй партнеры одной из самок, принадлежащей к первым двенадцати парам. Чтобы отличать коньков друг от друга, исследователи помечали их цветными ошейниками (которые, как показали предварительные эксперименты, не влияют на выбор самок).

На следующем этапе в емкость, где находилась одинокая самка, принадлежащая к одной из первых двенадцати пар, выпускали сразу трех самцов: ее первого и второго партнеров, а также самца-незнакомца, который был партнером самки из пар с тринадцатой по двадцать четвертую. К этому времени самка находилась в разлуке со вторым партнером по меньшей мере четыре дня, а с первым партнером - по меньшей мере шестнадцать дней (при этом первый партнер и незнакомый самец уже успевали один раз выносить икру и родить мальков, а второй партнер еще оставался беременным). Затем исследователи внимательно отслеживали, какого самца выберет самка в ходе четырех следующих попыток размножения.

За год с небольшим Чжан с соавторами подвергли данной процедуре три партии морских коньков, по 24 пары в каждой. Поскольку оплодотворение произошло не во всех парах, а некоторые особи умерли за время экспериментов, в конечном счете исследователям удалось получить данные о предпочтениях всего двадцати самок. Во время первой попытки размножения семь самок выбрали своего первого партнера, шесть — второго партнера, а оставшиеся семь — незнакомца. Иными словами, никаких особенных предпочтений они не продемонстрировали (p>0,05). В ходе трех следующих попыток размножения самки сохраняли верность партнерам, которых выбрали во время первой попытки. Лишь три из них выбрали других самцов, поскольку их предыдущие партнеры были нездоровы (это решение кажется жестоким, но оно разумно, учитывая, что от физического состояния самца, вынашивающего икру, зависит судьба потомства).

Результаты исследования демонстрируют, что связь в паре морских коньков рвется всего за четыре дня разлуки — вероятно, из-за того, что партнеры больше не могут поддерживать ее за счет регулярных приветственных ритуалов. Вновь встретив бывшего, самка заинтересуется им с той же вероятностью, что и незнакомым самцом. Теоретически возможно, что она просто забывает предыдущих партнеров, однако, по современным данным, рыбы обладают неплохой долговременной памятью. Более вероятно, что самка помнит самцов, с которыми состояла в паре в прошлом, но из-за разлуки уже не испытывает к ним привязанности. При этом она будет сохранять верность новому партнеру независимо от того, состояла ли она с ним в паре раньше.

Пожалуй, самая удивительная черта морских коньков заключается в том, что потомство у этих рыб вынашивают самцы. В прошлом году ихтиологи экспериментально доказали, что самцы передают развивающимся эмбрионам питательные вещества. Кроме того, самцам морских коньков приходится усмирять иммунитет ради потомства.

В американском зоопарке родился единственный в мире жираф без пятен