Астрономы получили прямое изображение кандидата в очень молодую экзопланету

Наземные телескопы помогли открыть нового кандидата в экзопланеты типа суперюпитера при помощи прямых наблюдений. Найденный объект может стать одной из самых молодых экзопланет, а его свойства не вписываются в текущие модели формирования планет. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Метод прямых наблюдений за экзопланетами является самым зрелищным среди методик исследования подобных объектов, однако стал доступен относительно недавно, так как требует использования самых современных телескопов и приемников излучения. Чаще всего таким методом исследуют экзопланеты-гиганты на широких орбитах вокруг молодых звезд, так как они еще достаточно нагреты, чтобы быть видимыми в инфракрасном диапазоне. Такие наблюдения позволяют проверить модели образования экзопланет, такие как аккреция на твердое ядро или фрагментация протопланетного диска.

Группа астрономов во главе с Эриком Гайдосом (Eric Gaidos) из Гавайского университета в Маноа сообщила об открытии кандидата в экзопланеты 2M0437b при помощи прямых наблюдений за красным карликом 2MASS J04372171+2651014, расположенным в области звездообразования в созвездии Тельца. Возраст звезды оценивается в 2–5 миллионов лет, а масса — в 0,15-0,18 масс Солнца. Наблюдения велись в инфракрасном диапазоне при помощи телескопов обсерватории Кека и «Субару», оснащенных адаптивной оптикой.

Наблюдения за системой за три года помогли установить, что 2M0437b движется вместе со звездой, находясь на широкой орбите вокруг нее. Сравнение светимости новооткрытого объекта с моделями предполагает массу 3-5 масс Юпитера, что значительно ниже предела горения дейтерия, что означает, что это не коричневый карлик, а, скорее всего, экзопланета типа супер-юпитера. Его эффективная температура оценивается в 1400-1500 кельвин.

2M0437b стала одной из самых молодых кандидатов в экзопланеты, которая наблюдалась напрямую, при этом ее открытие не вписывается в модели формирования планет за счет аккреции вещества диска на ядро (из-за молодости системы) или за счет гравитационной нестабильности в протопланетном диске (из-за большой массы планеты).

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы получили первое прямое изображение планетной системы солнцеподобной звезды